Сервис-дизайн: что это за методология и почему ее полюбили в Apple, Netflix, Шоколаднице и X5
Сервис-дизайн — не просто история про клиентоориентированность. Это методология, которая помогает улучшить взаимодействие компании с людьми. То, что заставляет человека покупать новые айфоны, возвращаться в магазин, писать благодарные посты в соцсетях, стремиться устроиться работать в компанию.
Ирина Баранова, евангелист дизайн-мышления и сервис-дизайна в России и преподаватель курса «Сервис-дизайн» в «Акселераторе ФРИИ», рассказала, что такое сервис-дизайн, как он меняет нашу реальность и увеличивает прибыль компаний на примере кейса по ребрендингу «Шоколадницы».
В конце вас ждёт бонус — задачи, которые придётся решать бизнесу и сервис-дизайнерам после окончания пандемии коронавируса.
Что такое сервис-дизайн
В русском языке «дизайн» ассоциируется с визуализацией: дизайн интерьера, дизайн сайта, дизайн одежды. Но у слова «design» есть и другой перевод: создание, проектирование. Сервис-дизайн — это не визуальная составляющая продукта, а построение сервиса, ориентированного на потребности клиента. Это набор способов и инструментов, помогающих найти неудовлетворённые потребности человека в опыте его взаимодействия с компанией.
Сервис-дизайн делает опыт видимым — выявляет его и наглядно показывает. С этой новой для компании информацией можно работать и менять подход в любой части бизнеса. Например, в маркетинге, операциях, логистике, юридическом отделе, бухгалтерии или во всех департаментах вместе.
На выходе мы видим разные решения. Это может быть полное перестроение системы, ребрендинг, изменение стандартов сервиса, а может быть пул маленьких решений.
Кто и как применяет сервис-дизайн
В фокусе сервис-дизайна находятся люди со своими привычками и потребностями. Это могут быть клиенты компании, сотрудники или одновременно клиенты и сотрудники.
Поэтому сервис-дизайн или его элементы могут использовать любые специалисты, чья работа нацелена на взаимодействие с людьми. Например, маркетологи, продакт-менеджеры, HR, коммьюнити-менеджеры, руководители техподдержки.
В Европе и США сервис-дизайнер — отдельная профессия, но российские вузы пока не обучают этой специальности.
Сервис-дизайнер решает задачи бизнеса. Для этого он глубоко погружается в опыт сотрудников и клиентов, вникает во все мелочи процесса: проводит глубинные интервью, наблюдает за работой изнутри, «в полях». В сервис-дизайне есть инструменты, которые помогают собирать, обобщать и анализировать информацию. Например, портреты-описания основных действующих персонажей — «персон». Или прототипирование — пошаговое моделирование процесса взаимодействия «персоны» с реальностью.
Фото из блога университета Laurea University of Applied Science
Результаты исследований показывают, что хочет клиент, какие у него есть потребности и проблемы. Из исследований рождается концепция сервиса, а из концепции — гипотезы и решения.
Как лидеры рынка используют сервис-дизайн
Сервис-дизайн помогает улучшить бизнес-показатели компании любой направленности и размера. Самые известные приверженцы сервис-дизайна — такие гиганты как Apple, Airbnb, P&G, Samsung, PepsiCo, Netflix, IBM, SAP. В России это «Сбербанк», «Банк Хоум Кредит», «Шоколадница», X5 Retail Group, «Билайн», «М.Видео».
Такие компании, как IBM, SAP, Bain и Accenture, используют этот подход при реализации любых своих проектов. Сервис-дизайн в этих компаниях — базовая компетенция сотрудников.
С ними занимаются тренеры по дизайн-мышлению: например, в IBM — пять тысяч тренеров, а в SAP — десять тысяч.
Сервис-дизайн создан не только для корпораций. Его инструменты помогают любой компании или государственной структуре, в которой есть взаимодействие с людьми и людей друг с другом.
Компании часто обращаются к сервис-дизайнерам, когда видят ухудшение показателей ARR, LTV, CAC, CMGR или снижение активных пользователей и увеличение оттока клиентов. Тогда менеджеры приходят с конкретным запросом — выявить и решить проблему.
Второй повод обратиться к сервис-дизайнерам — внести в бизнес-процессы что-то новое. Например, компания решила перейти на удалëнную работу и хочет выстроить удобную систему с высокой продуктивностью сотрудников.
Третья причина — понимание, что дизайн-мышление помогает гибко реагировать на неожиданные изменения и смену трендов, что бы ни происходило снаружи и внутри компании.
Как компании зарабатывают больше с помощью сервис-дизайна
Сервис-дизайн меняет реальность для людей вокруг компании и внутри неё: клиенты удовлетворены, а сотрудники работают продуктивнее, снижается текучка кадров. Выявление истинных желаний и потребностей клиентов влияет на все аспекты бизнеса. Например, делает рекламу эффективнее — рекламный бюджет уменьшается, а конверсия увеличивается.
Эффект от сервис-дизайна видно в конкретных показателях:
- Повышается качество поддержки пользователей и их удовлетворенность (NPS, CSI, CES);
- Увеличивается конверсия в повторную покупку и LTV;
Снижается стоимость привлечения новых клиентов и удержания старых.
Как «Шоколадница» сделала ребрендинг и увеличила средний чек
В 2017 году сеть кофеен «Шоколадница» столкнулась с проблемой: большая часть их клиентов — люди, которые знали про сеть с начала нулевых. Молодёжь 20–35 лет не ассоциировала себя с «Шоколадницей» и предпочитала другие кофейни. Сеть задумала провести полный ребрендинг. К работе было подключено креативное агентство SmartHeart и специалисты по сервис-дизайну INEX Partners. Им предстояло разобраться, почему молодые люди не идут в «Шоколадницу» и как это можно исправить.
Топ-менеджеры «Шоколадницы» вместе с дизайнерами и сервис-дизайнерами ездили в Париж, город-прародитель кофеен: они хотели понять, как должна выглядеть настоящая кофейня, перенять её дух и воплотить всё это в своей сети. После поездки сервис-дизайнеры провели опросы и наблюдения, изучили паттерны поведения клиентов, которых хотелось привлечь: кто эти люди, куда чаще ходят и зачем, что предпочитают делать в кофейнях.
Сервис-дизайнеры создали концепцию ребрендинга «Шоколадницы»: коллаж с наглядными предложениями по улучшению и разработали конкретные требования к пространству, внешнему виду и работе персонала. В результате в «Шоколаднице» изменились позиционирование, фирменный стиль и интерьер. Обновились посуда, одежда официантов, пространство внутри кофейни, меню, стиль коммуникации с клиентами. Заработало мобильное приложение для официантов.
В процессе исследования сервис-дизайнеры увидели, что вечером люди неохотно приходят в кофейню. Оказалось, что многие посетители выбирают другие заведения для ужина, потому что хотят почувствовать более интимную, расслабляющую атмосферу: выпить бокал вина, сидеть при приглушённом свете.
«Шоколадница», не дожидаясь ребрендинга, добавила в меню «Ужины» бокал вина на розлив. За две недели это решение окупило инвестиции в ребрендинг и показало хорошие результаты:
- Посещаемость по вечерам +20%;
- Средний чек +30%;
- Показатель like-for-like оборота +15%.
Какие задачи придётся решать бизнесу и сервис-дизайнерам после пандемии коронавируса
Пандемия коронавируса привнесла изменения в работу всех компаний в России. Следуя принципам дизайн-мышления, мы собрали несколько вероятных сценариев развития бизнеса, основанных на поведенческих паттернах людей.
- Людям понравится держать «социальную дистанцию».
- Бесконтактное взаимодействие с курьером станет нормой.
- Объём покупок через интернет продолжит расти.
- Доля удалённой работы станет больше.
- Продолжится развитие телемедицины и дистанционного образования.
Когда какой-то из этих сценариев сработает и закрепится, перед многими компаниями возникнут вопросы. Например:
- Как лучше перестроить пространство магазина и процесс оплаты, чтобы не скапливались очереди?
- Как сэкономить на офисе и выстроить работу сотрудников на удаленке наиболее эффективно?
- Как увеличить количество курьеров и при этом поддерживать сервис на высоком уровне?
Бизнес, который может быстро перестроиться в новых условиях, получает фору перед конкурентами.
Пять главных выводов о сервис-дизайне
- Сервис-дизайн — это про процессы и построение сервиса, а не про визуальное оформление. Эта методология основана на дизайн-мышлении — фокусировке на потребностях и проблемах человека.
- Сервис-дизайн улучшает взаимодействие бизнеса с людьми — клиентами и сотрудниками компании.
- Элементы сервис-дизайна пригодятся в работе всем специалистам, взаимодействующим с людьми: маркетологам, продакт-менеджерам, HR, руководителям техподдержки.
- Эффект от сервис-дизайна выражается в улучшении метрик и финансовых показателей. Например, NPS, CSI, CES, конверсии в повторную покупку и LTV.
- Сервис-дизайнера не могут заменить машины — он выявляет то, что не фиксируется стандартными данными. Возможно, это новая для России профессия, которую есть смысл освоить
Вроде ничего нового, обязанности "новой профессии сервис-дизайнера" ничем не отличаются от UX-дизайнера (чем я занимаюсь) или UX researcher.
Ради интереса заглянула подробнее в CJM, у вас вместо CUSTOMER JOURNEY - COSTUMER))
Лада, сегодня как раз провели вебинар, где рассказали про схожесть и различие UX/UI и сервис-дизайна. Ссылка на вебинар в приложении к комментарию.
Мы в Украине столкнулись как раз с тем, что сложно продавать «сервис-дизайн», поэтому переориентировались на словосочетания «проектирование услуг» или «оптимизация сервисов»
Подобные фразы используем как раз у себя на лендинге курса. Чтобы было понятно, что это за зверь такой.
Ну и зачем использовать слово дизайн в неправильном для русского языка значении? Да ещё и слово сервис без склонения. Это не какие-то новые слова, у них есть нормальный перевод. Настолько коучи обленились, что даже перевести не удосужились.
Здравствуйте! Вот как раз на вебинаре и объяснили почему так. Ссылка в приложении.