Раздутая тетушка и прыжок из стратосферы. Крутые пиар-кампании в бизнесе
Каждый день в мире появляется столько информации, что обозначение числа не выговоришь без подготовки. Очень много гигабайт. Если память айпадов забить под завязку этой информацией, то мы сможем выстроить великую айпадовую стену в Китае, в несколько раз превышающую настоящую.
Сквозь весь этот информационный шум пробуют пробиться PR-специалисты, которым нужно завоевать внимание людей. У одних получается, у других не очень. Собрал восемь примеров вау-пиар-кампаний, которые удивляют и остаются на слуху даже спустя несколько лет.
Coca-Cola и искусство
Компания сделала ставку на искусство. Результат получился вау. Coca-Cola задействовала в PR-кампании картины известных и начинающих художников. Она выпустила коллекцию NFT с их работами, назвав серию «Шедевр» (или Masterpiece). Название выбрали самое подходящее, потому что среди работ — «Крик» Эдварда Мунка и «Девушка с жемчужной сережкой» Йоханнеса Вермеера.
Токены представили в виде стеклянной бутылки с наложенным изображением картин. Но самое главное не это. Пиар-кампанию Coca-Cola сделали с образовательным эффектом. Они запустили проект, где можно узнать о произведениях искусства.
А промо — восторг.
McDonald's и баннер
Пиар-кампанию McDonald's в Нидерландах сосредоточили на обонянии и лишили визуальной части. Вместо громких слоганов на цветном баннере был запах. Самый “говорящий” запах McDonald's — картошка фри. Несколько упаковок со свежей картошкой фри спрятали внутри баннера и по воздуховоду передавали ее аромат на улицу. Услышать его можно было за 5 метров, поэтому удивленные прохожие не могли пройти мимо.
Рекламные щиты разместили на тротуарах, в 200 метрах от ресторанов сети, чтобы каждый мог почувствовать аромат McDonald's и раззадорить свой аппетит.
Тетушка Мардж над мостом
В честь 20-летия “Гарри Поттера и Узника Азкабана” в Лондоне подняли гигантский шар. Все бы ничего, но шаром стала тетушка Мардж. По сюжету, именно в этой книге Гарри Поттер случайно наслал на нее раздувающий сглаз за оскорбления в адрес своих родителей. Тетушка Мардж и правда раздулась, как шар.
Этому моменту из книги и посвятили инсталляцию в Лондоне – рядом с Тауэрским мостом. Получилось немного зловеще и, бесспорно, эффектно.
Тесла в космосе
Илон Маск хотел отправить людей на Марс, еще когда был никому неизвестен. То есть очень давно. Постепенно он идет к мечте. Машину, например, уже отправил.
Как было дело: компания Илона Маска SpaceX запустила в космос свою новейшую ракету Falcon Heavy. Вместе с ней полетела и Tesla. Автомобиль выполнял роль полезной нагрузки, показывая возможности ракеты-носителя. За рулем автомобиля сидит Starman — манекен. Кстати, все эти годы (с 2018), летая по заданной орбите вокруг Солнца, он слушает только две песни Дэвида Боуи: “Space Oddity” и “Is there life on Mars”.
Долетит ли Tesla до Марса — неизвестно. Приземлиться точно не получится. Возможно, получится лишь подлететь очень близко к красной планете. А, может, через несколько лет Tesla развалится на части из-за жесткого излучения.
Ну а пока этот запуск считают одной из выдающихся PR-кампаний.
Прыжок из стратосферы
Еще одна космическая PR-кампания. Компания Red Bull славится любовью к экстремальным видам спорта. Те, кто придумал этот маркетинговый ход, вошли в историю. Они воплотили в жизнь ну очень экстремальную PR-акцию — прыжок из стратосферы.
В октябре 2012 года австралийского экстремала Феликса Баумгартнера запустили в стратостате далеко за облака. Если быть точными, на 39 километров от земли. Спортсмен находился в специальной капсуле, в скафандре. В какой-то момент он открыл дверь, перевел дыхание и прыгнул вниз. К земле летел чуть больше 4 минут. Его скорость превысила звуковой барьер — 1342 км/ч против 1100-1200 км/ч.
За свободным падением, новыми рекордами и триумфом Red Bull в прямом эфире следили 8 миллионов человек.
Лестница в небо
Часто эффектные PR-кампании связаны с экстримом и рекордами. Следующая история такая же. На этот раз проверить силы решила компания Land Rover. Команда придумала отправить гибридный автомобиль Range Rover Sport до “Небесных Врат” на вершине горы Тяньмэнь в Китае. Даже пешеходам трудно преодолеть такой путь, чего уж говорить об автомобиле. Ни одна машина не доезжала до вершины.
Команда Land Rover решила, что у них получится. Чтобы вы понимали условия: первый этап — 99 крутых поворотов, затем 999 ступеней под углом 45 градусов. Все, кто организовывали этот подъем, говорили — “если машина поедет вниз, водитель разобьется”.
За дело взялся китайский автогонщик Тун Хопинем. Волновался, но преодолел путь за 21 минуту и 47 секунд. Я пока смотрел видео, сам за него волновался.
“Выделяй выдающихся”
Компания Stabilo Boss производит текстовыделители. Во время одной из PR-кампаний она решила выделить выдающихся женщин, кто остался в тени мужчин. Кампанию так и обозначили — “Highlight the Remarkable” или “выделяй выдающихся”.
За основу взяли черно-белые фотографии. Они были отражением разных исторических моментов. Желтым выделили женщин, благодаря которым этот исторический момент вообще стал возможен. Посмотрите, как получилось.
- Кэтрин Джонсон, математик NASA. Произвела расчеты, благодаря которым Apollo 11 отправили на Луну.
- Лиза Мейтнер, физик. Её называют “матерью атомной бомбы”. Открыла ядерное деление и участвовала в работе над исследованием, за которое ее коллега-мужчина получил Нобелевскую премию.
- Эдит Вильсон, жена Вудро Вильсона. Получила прозвище “секретный президент”. Взяла на себя президентские обязанности мужа, после того, как его парализовало инсультом.
Джейн вместо Джонни
Многие компании играют на современных повестках и трендах. Так, производитель виски Johnnie Walker выпустил ограниченное число бутылок с новым дизайном — вместо легендарного лого с мужчиной красовался женский силуэт. Ее назвали Jane Walker. Так компания привлекла внимание к идее гендерного равенства и достижениям женщин.
Кроме того, с каждой проданной лимитированной бутылки 1 доллар шел на благотворительность. Деньги получили организации, поддерживающие права женщин. К бренду привлекла внимание и сама PR-кампания, и её благая цель.
Порой, креативы рождаются из простого «а что, если?». Возможно, и эти восемь запоминающихся пиар-кампаний сначала были шуткой, невероятной мечтой или спором. Мы этого никогда не узнаем.
Пусть этот список даст PR-специалисту заряд, что самые смелые идеи можно и нужно озвучивать. Вдруг о них будут говорить, спустя несколько лет.
Расскажите в комментариях, какие PR-акции помните до сих пор.
Вот это искусство!!