10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

В статье рассказываю о 10 главных метриках, которые позволят измерить эффективность продвижения и прогнозировать результаты маркетинг��вых усилий. Расчеты вы можете произвести сами по формулам. Функционал vc.ru не позволяет сделать поля для автоматического расчета, поэтому калькулятор сделали на своем сайте.

Зачем измерять эффективность маркетинга клиники

  • Оптимизировать бюджет

Измерение эффективности маркетинга помогает стоматологическим клиникам оптимизировать расходы, выделяя бюджет на наиболее прибыльные каналы продвижения и рекламы.

  • Лучше понимать потребности пациентов

Анализ маркетинговых данных дает понимание предпочтений и потребностей пациентов, что позволяет клиникам адаптировать свои услуги и коммуникации.

  • Улучшить качества обслуживания

Отслеживание отклика на маркетинговые кампании может указывать на области, где клиника может улучшить качество обслуживания и пациентский опыт.

  • Отстроиться от конкурентов

Эффективный маркетинг может выделить клинику среди конкурентов, подчеркнув уникальные предложения и высокий уровень профессионализма.

  • Привлечь и удержать новых пациентов

Измерение маркетинговой эффективности помогает определить, какие стратегии наиболее эффективны для привлечения новых пациентов и удержания существующих.

  • Масштабировать бизнес

Понимание эффективности маркетинга позволяет стоматологическим клиникам планировать и реализовывать стратегии для долгосрочного роста и развития.

Формулы для расчета базовых показателей клиники

Расчет оттока пациентов

Для расчета нужна следующая информация о клинике:

  • Количество пациентов за период №1
  • Количество пациентов в периоде №2
  • Количество новых пациентов в периоде №2

Период — любой временной отрезок: год, полугодие, месяц

Коэффициент оттока клиентов (от англ. Customer Churn Rate) или показатель клиентской убыли рассчитывается по формуле:

Например, нужно рассчитать отток пациентов из стоматологии «Жемчужинка» в 2023 году. В 2022 году в клинике лечились 1 500 пациентов —   это показатель №1. В 2023 году — 1 800 (показатель №2), в том числе новых было 500.
Например, нужно рассчитать отток пациентов из стоматологии «Жемчужинка» в 2023 году. В 2022 году в клинике лечились 1 500 пациентов — это показатель №1. В 2023 году — 1 800 (показатель №2), в том числе новых было 500.
10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Используя эту формулу, можно рассчитать отток клиентов клиники, а также врача, отделения или канала продвижения.

Чем ниже показатель, тем лучше. Для стартапа нормальным считается 10–15% оттока клиентов. Но если количество ушедших клиентов увеличивается, то это плохо. Для малых и средних компаний, которые давно на рынке, норма оттока клиентов — 3–5%.

Расчет среднего чека (AOV)

Средний чек — это сумма, которую в среднем приносит клиент за одну услугу. Средний чек или AOV (от англ. average order value) рассчитывается по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Например, оборот стоматологии «Жемчужинка» в 2023 году составил 3 854 600, а пациентов было 1 800, то средний чек был 2 141,4 руб.Этот показатель очень важен, так как зная его, можно рассчитать сумму стабильного оборота клиники, а также сколько пациентов нужно привлечь, чтобы увеличить оборот.

Расчет окупаемости вложений и эффективности рекламы (ROI)

Окупаемость инвестиций и эффективности рекламы (ROI) вычисляется по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Допустим, маркетолог стоматологии «Жемчужинка» в 2023 году вложил в продвижение 100 тыс. рублей. Инвестиции принесли 137 458 рублей. Окупаемость составила 37,5%.

ROI — оценочный показатель общей ситуации маркетинга клиники, но могут быть погрешности в расчете. Коэффициент используется для увеличения продаж, при проведении акций, рассылок, программ лояльности и других активностей.

Расчет средней стоимости привлечения клиента (CAC)

Расчет средней стоимости привлечения клиента (CAC) вычисляется значение по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Сумма расходов на продажи и маркетинг — расходы на рекламную компанию, маркетинг, зарплаты и премии, поддержку, содержание сайта и т.д.

Количество новых пациентов — те, кто пришли за определенный период времени или по итогам промо-акции.

Рассчитывать стоимость CAC нужно, чтобы не продавать услуги по цене ниже стоимости одного пациента. Иначе это приведет к убыткам.

Расчет средней стоимости лида с сайта (CPL)

Стоимость привлечения одного лида с сайта рассчитывается по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Например, в октябре 2023 года стоматология «Жемчужинка» потратила на рекламу 10 тыс. рублей и получила 100 заявок. Стоимость лида составила 100 рублей.

Чтобы получить максимально объективное значение CPL, нужно в расходах учитывать не только рекламный бюджет, но и оплату труда специалистов, например, таргетолога и дизайнера. Из числа поступивших заявок нужно вычесть некачественные, то есть те, кто не ответил на звонок администратора или, вообще, не заинтересован в лечении.

По этому примеру можно просчитать стоимость лида в любом канале привлечения.

Расчет конверсии в запись на прием и в прием

В идеале конверсии нужно считать на каждом этапе воронки:

  • из просмотров в лид (заявку, звонок);
  • из заявки в прием (дошел до кабинета врача);
  • из первичного приема в повторное или платное, если есть бесплатный прием.

Показываем формулу для расчета конверсии, например, из заявки в запись на прием. Это больше метрика колл-центра, но с маркетингом тоже связана, так как причиной низкой конверсии могут быть некачественные заявки.

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Например, стоматология «Жемчужинка» в августе 2023 года получила 100 заявок с сайта, а записались на прием 10. Конверсия — 10%.

Расчет инвестиций в маркетинг (ROMI)

Показатель вложений в маркетинг, в том числе рентабельности рекламных кампаний или ROMI (от англ. Return on Marketing Investment) вычисляется по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

ROMI используется для измерения коэффициента, при котором расходы на маркетинг способствуют увеличению прибыли. Положительный показатель свидетельствует о том, что, вложения в продвижение оправданны, а компания рентабельна.

Зная ROMI, владельцы клиник могут анализировать каналы продвижения и грамотно распределять вложения, отсекая каналы, которые не оправдывают вложенных средств.

Расчет пожизненной ценности пациента (LTV)

Эта метрика позволяет узнать, сколько денег принесет пациент за время взаимодействия с клиникой. Информация о пожизненной стоимости пациента позволяет предпринимателям развивать клинику в правильном направлении.

Расчет пожизненной ценности клиента или LTV (от англ. Lifetime Value) вычисляется по формуле:

прибыль с продажи x среднее число продаж в месяц x среднее время удержания клиента = LTV

Зная показатель LTV, можно вычислить размер прибыли, которую приносит каждый пациент. Причем под прибылью имеется в виду разница между выручкой и всеми операционными затратами, которые потребовались на оказание услуги, без учета расходов на маркетинг.

LTV позволяет спланировать бюджет на продвижение и рекламу, указать адекватную стоимость привлечения пациента (CAC) и вычислить коэффициент возврата инвестиций (ROI), проанализировать лояльность аудитории к клинике.

Расчет доли рекламных расходов (ДРР)

Показатель доли рекламных расходов позволяет рассчитать эффективность рекламных кампаний и скорректировать бюджет.

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

Показатель ДРР показывает соотношение расходов на рекламу и полученной прибыли. Чем ниже показатель, тем эффективнее была реклама. Если ДРР равен вложениям в рекламу, это значит что реклама окупилась, компания вышла в ноль, но не получила прибыли.

Допустим, стоматология «Жемчужинка» потратила на рекламу 150 тыс. рублей, а услуг продали на сумму 750 тыс. рублей.

Это значит, что клиника потратила на рекламу 20% от дохода.

ДРР — неоднозначная метрика. Нормальным показателем доли рекламных расходов будет считаться 5–10%. В зависимости от этапа развития клиники он может быть и выше, но при этом будет оправдан, например, при открытии новой клиники.

Расчет кликабельности рекламных объявлений (CTR)

Показатель кликабельности рекламных объявлений или CTR (от англ. click-through rate) — отношение количества пользователей, которые нажали на ссылку в объявлении, к общему количеству пользователей, видевших рекламу. Показатель позволяет понять, насколько хорошо было объявление. Метрика рассчитывается по формуле:

10 ключевых формул, чтобы рассчитать эффективность маркетинга клиники

При расчете показателя CTR учитываются процент соотношения между общей посещаемостью сайта и количеством переходов по рекламной ссылке или баннеру.

Если не хотите делать расчеты вручную, переходите в блог на сайте Big Idea, там мы сделали калькулятор, который поможет вам быстро рассчитать показатели вашей клиники.

2
Начать дискуссию