Аудит все победит

"Нам нужен удаленный РОП!"

"Срочно нужно разработать новую мотивацию менеджерам!"

"Начинаем работу с маркетологом, завтра начнут поступать лиды, нужно их качественно обрабатывать"

Аудит все победит

"У нас там горит, деньги утекают, как вода сквозь пальцы, так больше продолжаться не может, мы вам информацию соберем через 3 дня, а прямо сейчас скажите, пожалуйста, какую мотивацию сделать нашим менеджерам, чтобы они в этом месяце точно выполнили план продаж?"

Смешно? Да, если бы не было так грустно.

Именно поэтому мы всегда начинаем нашу работу с АУДИТА.

Меня зовут Валерия, я основатель консалтинговой компании «Фролова Consulting». Веду авторский блог о бизнесе ВКонтакте и канал "Злой КомДир" в Телеграм. Занимаемся построением системы продаж в бизнесах реального сектора. Не учим, а работаем вместе с вами. Берем ответственность за результат, работаем с менеджерами, помогаем РОПу для увеличения прибыли собственника.

Для кого-то аудит - это что-то, связаннное с бухгалтерией и нужное только ооочень большим компаниям, которые готовятся к IPO.

Для других аудит - это заполнение бесконечно нудных брифов сайтоделов.

На самом же деле, аудит бизнеса — это всесторонний анализ текущих процессов, стратегий и результатов. Его целью является выявление слабых мест и возможностей для роста. Именно так. Не сбор информации, не заполнение брифов, а выявление слабых мест и возможностей для роста.

"Но если вы занимаетесь построением отдела продаж, то зачем вам нужен всесторонний аудит бизнес-процессов?" - спросите вы.

Мне нравится сравнивать бизнес с живым организмом, где отдел продаж - это сердце, управление - это мозг, маркетинг - это легкие, HR - это иммунитет, а деньги - это кровь.

Сможет ли сердце функционировать отдельно от организма? Вряд ли. Вот так и в бизнесе. Хотя... кто об этом задумывается? Иногда мы "сливаем всю кровь" ежемесячно, забирая прибыль подчистую и не оставляя денег на развитие. Иногда не занимаемся управлением, старательно делегируя этот вопрос всем подряд. А финансами начинаем заниматься, только попав в кассовый разрыв.

Stop it!

Аудит - это не просто сбор, но и всесторонний анализ информации о бизнесе.

Как мы это делаем?

1. Задаем вопросы собственнику и команде.

В рамках общих вопросов узнаем, насколько команда "плавает" в цифрах и фактах. Обсуждаем сезонность, динамику за последние 2-3 года и основные направления деятельности

В рамках вопросов о целях мы выясняем идеальное видение компании и 3 приоритетные цели (как правило, это цели типа "пожар", но в любом случае они беспокоят собственника и команду больше всего)

Далее мы разбираемся с основными "рукавами" бизнеса - наймом, маркетингом, продажами и управлением.

Как правило, нас интересует: как происходит бизнес-процесс, кто ответственный, как осуществляется контроль (обычно - никак) и какие сложности есть в этой области.

В нашем чек-листе аудита 34 вопроса в 6 блоках, касающихся стратегии, целей, найма, маркетинга, продаж и управления.

2. Запрашиваем документы: финансовую отчетность, учет сделок и дебиторки, скрипты и регламенты, описание маркетинговой стратегии, прайсы и коммерческие предложения, орг. структуру, описания воронок продаж, а также ссылки на интернет-ресурсы, где размещена информация о компании.

Часто квест начинается именно здесь - документы в хаосе, большинство отсутствует или находится у сотрудников.

Например, в одной компании восстановление отчетности продолжалось 3 месяца. За этой время мы совместно с руководителем отдела продаж собирали у менеджеров информацию по сделкам, отправляли акты сверки для актуализации дебиторской задолженности, приводили отчетность в порядок. В результате, по актам сверок собрали более полутора миллионов рублей, про которые менеджеры "забыли". Вот вам и ненужный аудит.

Или другой пример.

На вопрос, какая финансовая отчетность есть в компании, команда ответила как положено - отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках. Однако, в процессе аудита мы выяснили, что ни первый, ни второй отчет не учитывают личных продаж собственника, а включают в себя только информацию о продажах менеджеров. Вот такие вот отчеты интересные) половинчатые)

В нашем чек-листе по сбору документов 38 пунктов, по которым мы просим предоставить информацию.

3. Получаем доступ в ЦРМ систему.

Это самое интересное.

И грустное.

Потому что как правило в развивающихся компаниях ЦРМ-система скорее мешает менеджерам, чем помогает. Они, конечно, как-то под нее адаптировались и даже нашли свои плюсы в ней, на этом все и успокоились. Сделки не проверяются, звонки не прослушиваются, задачи не ставятся, комментарии не прописываются. Причем везде проблемы, как под копирку, одинаковые.

Так вот, заходим мы в рамках первичного аудита в ЦРМ-систему ииии... там есть места, где зарыты деньги. Не буду излишне интриговать, аудит ЦРМ-системы достоин целой книги. Но быстрые деньги всегда на этапах "Договор подписан" и "Счет выставлен". Здесь нужно просто немного "поднажать".

Однажды первичный аудит ЦРМ-системы принес компании клиента 4 млн рублей. Мы увидели, что РОП не проверяет сделки, указали на те, которые необходимо было проверить в первую очередь, дали инструкцию, как "дожать" клиентов до договора и в течение недели получили 4 млн на счет. Вот вам и ненужный аудит.

В нашем регламенте по аудиту ЦРМ-системы 8 пунктов, которые мы досконально анализируем для доработки быстрых сделок и для дальнейшего обучения отдела продаж.

4. Проводим аудит представленности компании в интернет-пространстве

Как правило, если компания работает больше трех лет, многие агрегаторы добавили ее в свои каталоги, интернет заполнен отзывами либо наоборот, о компании нет ни слова. Несмотря на то, что это больше задача маркетинговой службы, репутация компании оказывает значительное влияние на продажи.

Компания, в которой мы проводили аудит, работала на узком рынке в B2B сегменте. Мы начинаем с того, что просто гуглим информацию о компании, как это мог бы сделать потенциальный клиент. Так вот, вбив название торговой марки, которую продает наш клиент, мы обнаружили полную копию сайта клиента (дубликат), отличавшуюся лишь контактами.

В нашем чек-листе 12 пунктов, по которым мы анализируем представленность компании в интернете-пространстве.

5. Стратегическая сессия с собственником

Проводится по результатам аудита. В результате стратегической сессии формируется дорожная карта достижения целей на 3 и 12 месяцев, пошаговый план действий с приоритезацией задач на 1, 2 и 3 месяц.

Все бизнес-процессы мы условно разделили на 4 сферы: HR, маркетинг, продажи и управление.

По каждой сфере определели набор KPI, то есть ключевые метрики, которыми мы будем измерять эффективность бизнес-процессов.

А также инструменты, с помощью которых мы будем достигать запланированных KPI.

Для упрощения мы разделили все инструменты на 2 уровня - базовый и продвинутый. По каждому инструменту на стратегической сессии мы определяем приоритетность его внедрения (вы первый, второй или третий месяц)

Образно, все бизнес-процессы можно представить в виде кубиков LEGO, которые собираются в той или иной конфигурации. На стратегической сессии мы разрабатываем "инструкцию" по сборке этих кубиков, которая позволит достигнуть намеченных целей в максимально короткие сроки.

В нашей дорожной карте 10 KPI, 27 инструментов уровня STANDART и 60 инструментов уровня PRO

Что будет в результате?

Результат аудита - бизнес разложен на блоки в таблице, все документы и доступы собраны в единое пространство, по каждому блоку проведена аналитика, что является сильной стороной, а чего не хватает для роста и масштабирования, сделаны первичные гипотезы, что необходимо доработать в первую очередь для достижения целей и построена дорожная карта как набор действий для достижения целей компании кратчайшим путем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит – это не просто формальность, а ключевой этап подготовки к эффективной работе внутри компании. Он позволяет не только собрать, упорядочить и систематизировать всю информацию, необходимую для принятия правильных решений, но и сонастроиться на максимально эффективную совместную работу по БЫСТРОМУ достижению целей.

Если хотите обсудить сотрудничество: напишите мне

«Фролова Consulting» - это консалтинговое агентство по построение системы продаж в бизнесе. Выстраиваем работу отдела продаж от найма до контроля, помогаем найти и обучить менеджеров, внедрить оперативки и собрания отдела продаж, эффективно работать с ЦРМ-системой и выполнять план, поставленный собственником.

Цель нашей работы - увеличение вашей прибыли. Подробнее здесь
22
Начать дискуссию