Юзеркейсы: что это такое и как их писать, чтобы вам поверили
Практика показывает, что продать текстом финансовые услуги гораздо сложнее, чем швабры. Но правильно составленный юзеркейс может и то, и другое. Наш автор Саша Ежова (признанный мастер юзеркейсов) составила подробный гайд для внутренней редакции агентства, как писать достоверные пользовательские истории. Здесь публикуем его в сокращенном виде и с примерами.
Что такое юзеркейс 👀
Это история от первого лица, герой которой рассказывает о своем опыте покупки и использования каких угодно продуктов или услуг – начиная от кредитных карт, заканчивая онлайн-кинотеатрами и квартирой от конкретного застройщика. Что делать, если у вас нет такого опыта? Это не проблема и нет, обманывать никого не придется. Для убедительного и честного текста нужно будет только собрать «жирную» фактуру.
Где искать фактуру 🕵🏽♀
Опишите собственный опыт, если вы уже пользовались или пользуетесь тем самым товаром. Если же сервис или продукт вам не знакомы, обязательно попросите прислать его на тест или предоставить промо-доступ на несколько дней. С некоторыми темами, например кредитов и недвижимости, дела обстоят сложнее, но и о них я позже расскажу.
Пообщайтесь с коллегами, знакомыми, друзьями, друзьями друзей и коллег, незнакомцами в профильных группах на Facebook или Telegram. Обычно я начинаю с коллег и далее иду по цепочке. Как-то мне достался сложный юзеркейс про рефинансирование кредитов. У меня такого опыта нет, но он был у другой сотрудницы агентства. Даже если у человека нет времени на мини-интервью, можно отправить вопросы в мессенджере и в ответ получить голосовые сообщения.
Важно: опыт людей не обязательно будет на 100 % совпадать с темой материала. Это значит, что фактуру придется еще доработать с учетом информации из брифа.
В профильных группах в соцсетях не обязательно объяснять, что пишешь статью — зависит от масштабности вопроса. Если нужно уточнить какие-то мелкие детали, я просто спрашиваю в лоб в комментариях или чате, мол, ребята, а какой у вас опыт в использовании этого продукта?
Нырните во всевозможные форумы и читайте отзывы пользователей. Это особенно помогает при изучении каких-то сложных продуктов. Однажды я писала для застройщика, и герой должен был описать плюсы и минусы одного из ЖК. Вот, например, один из плюсов, на который меня вдохновил отзыв с форума:
В тех же отзывах ищите негатив и очень аккуратно добавляйте его в текст, иначе юзеркейс не получится достоверным. Минусы добавляют реалистичности, но с ними нужно быть осторожными: меньше эмоционального текста, больше коротких фактических предложений. Когда у «минуса» нет никакой эмоциональной окраски, он воспринимается легче и меньше бросается в глаза.
Примерно вот так:
Позвоните в компанию под видом клиента. У того же ЖК на сайте указана возможность онлайн-бронирования квартир: описано, как это сделать, ниже – форма, но непонятно, что именно это дает покупателю (то есть нашему читателю). Такие детали обязательно стоит уточнять и объяснять в тексте.
Вот как это подали мы в статье от лица Паши, руководителя отдела разработки в одной крупной IT-компании:
Не забывайте подписывать картинки и скриншоты — да, вообще все, даже самые, казалось бы, очевидные. Это дополнительный и важный способ коммуникации с читателем.
Объясняйте, почему герой принимает то или иное решение. Здесь я говорю о сторонних вещах, которые тоже нужно пояснить. Помните, я искала плюсы ЖК? Так вот, нашелся еще один на очередном форуме по недвижимости.
Вот так было бы плохо:
А вот так уже хорошо:
Как работать с текстом 🚬
Пишите практически так же, как говорили бы вслух (в рамках разумного) или писали в социальных сетях. Да, даже в самых серьезных юзеркейсах допустимы такие слова и словосочетания, как «ноут», «капец», «я в шоке», «я психую», «смотрю киношку» и так далее.
Вот так плохо:
Теперь представьте себя среднестатистическим мужчиной и прочитайте текст вслух. Я отметила красным те словосочетания, которые выбиваются из тональности юзеркейса.
А вот так хорошо:
Здесь я упростила слова и добавила боли в мире читателя – про тот же мусорный бак и удаленку.
Старайтесь сохранять примерно одинаковую стилистику всего текста. Перевоплотитесь в героя и представьте, как он говорит в жизни. Вы ведь, когда смотрите сериал, не ожидаете, что доктор Хаус в следующей серии вдруг станет вежливым и больше не будет остроумно шутить? Вот-вот.
Подумайте над акцентом в начале. Можно сделать автора центральным героем, а можно пойти от проблемы читателя и только потом представить героя. Если вы ставите автора в центре повествования в какой-то серьезной теме, сначала нужно подкрепить его авторитет. Например, вот так мы начали один из юзеркейсов для сервиса Финолог:
Если во главе угла будет стоять проблема читателя, тот же абзац получится другим. Это будут общие рекомендации с опорой на документы и факты без лишних эмоций — просто рамка для основного материала.
Прочитайте текст через полчаса после написания. Можно даже вполголоса, чтобы понять, какие предложения звучат нескладно. Иногда перестановка или замена двух-трех слов все меняет в лучшую сторону.
Придумывайте заголовок после того, как написали текст. Не пытайтесь глядя на пустой белый экран сразу придумать привлекательный заголовок — получится «без жизни» и, скорее всего, без важной конкретики. Сначала напишите разные УТП, потом приплюсуйте к ним эмоциональные акценты и интригу. Вообще лучше максимально уходить от метафорических заголовков, которые без контекста не понятны. Заголовок типа «Занимательная история» при беглом просмотре читателю ничего не говорит — он в интернете за день видит примерно 5–10 занимательных историй. Почему именно эта должна его заинтересовать?
Вот неплохие варианты заголовков:
- Теперь мой подъезд похож на лобби в отеле: как я купил квартиру в ЖК «Красавчик»
- Почему я решил купить квартиру в квартале Новый: стиль лофт, подземный паркинг, видеонаблюдение, парк и…
- Наконец-то я нашел ЖК, в котором мне хочется жить: я просто следовал своему чек-листу и интуиции
Что делать с оформлением статьи 📸
Здесь многое зависит от специфики текста, но если есть возможность и желание сделать юзеркейс более качественным, то вот, что можно сделать:
Фотографируйте детали в мире читателя, но не перебарщивайте. Подумайте, какие возможности сервиса клиенту интересно увидеть. Можно фоткать телефон или ноутбук со стороны, если в распоряжении есть другой смартфон или камера. Например, вот одна из фоток для приложения по фитнесу. Специально публикую в связке с текстом:
Или вот условия, в которых 90 % людей занимаются спортом дома. При этом у меня есть свободная большая комната, где можно сделать более приличные фото:
Будьте героем сами. Здесь поможет муж, жена, штатив, коллега или собственная вытянутая рука.
Нам важно, чтобы читатель себя узнал. Не забывайте, что это юзеркейс, а не продуктовая статья. Фотки не должны быть правильные, вылизанные, но и в трешак скатываться не стоит. Я просто прогоняю их через фильтры VSCO, убираю лишние детали в Snapseed.
Кстати, вот что значит скатываться в трешак:
Мы закрыли лицо картинкой — нам лишь важно показать, как делать не надо. В таком случае вы зря тратите прежде всего свое время. Что здесь не так:
фото сделаны при плохом освещении, все в шумах;
- экраны ноутбука и телефона засвечены – непонятно, что там за приложение или сервис;
- почти все фото одинаковые;
- фон слишком специфичный — пистолеты и медвежья шкура на стене – все-таки too much.
А вот хорошие примеры нескольких самостоятельных фото для этого же юзеркейса, но уже от лица девушки (меня).
Что в них хорошего:
- они яркие и светлые;
- они разные;
- они гармонично дополняют текст (внимание на фото с продуктами в холодильнике);
- на них четко видно продукт (в полноразмерном формате, конечно);
- они реалистичные – видно, что это живой, не cтоковый человек.
Лучше делать горизонтальные фото. Вертикальные допустимы только если это коллаж, например, с кусочком интерфейса или другим вертикальным фото. Для уже знакомого вам застройщика я просто выдернула фотку с рынка и сделала скриншот с Яндекс.Карт (сама построила маршрут). Получилось очень в тему, смотрите:
Думайте немного шире продукта, о котором пишете, подбирайте ассоциации. Рассказываете о… ну не знаю – базовом гардеробе? Сфоткайте гору одежды на полу. Описываете что-то про деньги? Запечатлите кошелек в руке. Понятное дело – это все не обязательно, главное – текст, однако помните, что такие детали делают статью достоверной. В крайнем случае подключите воображение и помогите дизайнеру словами. Расскажите примерно, что стоит вставить после этого и вон того абзаца. Какое фото круче всего подойдет для какого заголовка.
Зафиксируем прочитанное 🤓
- Изучаем бриф, собираем фактуру, составляем план и снова погружаемся в фактуру.
- Пишем живой текст в разговорном стиле, сохраняя образ героя. Читаем вслух, чистим места, в которых спотыкаемся.
- Делаем визуалы. Иногда я пишу по ходу текста, какое бы фото или картинка сюда подошли бы, а в конце уже думаю, как это осуществить.
- Забираем классный текст к себе в портфолио.
Если вы автор и хотите создавать контент для брендов, можно написать мне на og@salo.ru и прислать ссылку на портфолио. Если вы не автор, но вам есть, что сказать, пишите на salo@salo.ru — первым ваше письмо увидит директор :)
Лайк <3
О 😉
🔥