Коммерческие бойкоты, насколько они успешны?

Бойкот как инструмент воздействия на бизнес: чего можно добиться от коммерческих компаний через отказ от их услуг?

Коммерческие бойкоты, насколько они успешны?

Крупные мировые компании одна за другой объявляют бойкот Facebook за их неспособность справиться с засильем hate speech – агрессивных сообщений часто расистского характера. Уже 160 компаний пообещали не размещать рекламу в этой сети в июле. И это не только малый и средний бизнес, но и гиганты вроде Unilever, Adidas, Ford и Verizon. Starbucks пошел еще дальше, приостановив свои рекламные кампании в соцсетях вообще.

Насколько успешным будет этот бойкот, пока трудно предсказать, учитывая гремучую смесь политики, грядущих президентских выборов в США, экономики и коронавируса.

Motive agency&prodiction предлагает рассмотреть примеры бойкотов коммерческих компаний.

Название это явление получило по имени Чарльза Бойкотта, управляющего у лорда Эрна в Ирландии. Его методы управления не понравились местному населению, поэтому сначала поля лорда покинули все наемные работники (и это во время сбора урожая), а потом и сам Чарльз Бойкотт подвергся тотальному игнору со стороны местных жителей. Продавцы отказывались продавать ему товары, соседи – здороваться, а в церкви никто не садился рядом с ним.

Впрочем, вряд ли это было открытие бойкота для человечества, просто это явление получило имя. Бойкоты происходят постоянно, иногда они имеют глобальный масштаб, как, например, призыв PETA игнорировать Air France за перевозку лабораторных животных, иногда – совсем локальный. Хорошо организованные соседи вполне могут нанести непоправимый ущерб местному магазинчику.

Одним из самых известных в 20 веке стал, несомненно, бойкот компании Nestle. В начале 70-х годов ей были предъявлены обвинения в чрезмерной популяризации искусственного вскармливания и недобросовестной рекламе детской смеси в развивающихся странах. В той или иной степени бойкот продолжается по сей день. Важным его следствием стал старт разработки стандартов рекламы товаров для детей. А кроме того, в 1979 году ВОЗ и юнисеф в рамках международной конференции создали Всемирный Альянс поддержки грудного вскармливания (IBFAN).

Кроме нашумевшего бойкота Facebookа сегодня в мире стартовали еще несколько похожих кампаний.

В Индии в результате недавнего пограничного конфликта с Китаем началась кампания за бойкот продукции китайского происхождения. Скептики сомневаются в способности государства существовать без поставок из Китая, однако индийское правительство уже заявило, что они планируют ввести более высокие торговые барьеры и повысить импортные пошлины примерно на 300 товаров из Китая. В настоящее время 11% импорта Индии поступает из Китая.

Англичане объявили бойкот сверхпопулярной сети пабов Wetherspoons. В марте, когда карантин только начинался, владелец сети отказался платить своим сотрудникам деньги за время простоя. Карантин прошел, а вот возмущение нет. Теперь англичане с нетерпением ждут 4 июля (официальная дата открытия общепита), чтобы приступить к бойкоту этих пабов. В соцсетях распространяются призывы с хештегом #NeverSpoons.

Иногда бойкот коммерческих компаний происходит из-за политических связей ее владельцев. Жертвой таких кампаний стал бренд одежды, принадлежащий Иванке Трамп. Совладельцу Uber Трэвису Каланику пришлось уйти из экономического совета при Президенте США Дональде Трампе в том числе под давлением начавшейся в соцсетях кампании #DeleteUber.

В разное время под горячую руку обиженных потребителей попадали Shell, BP, Procter & Gamble и др. Сегодня многие компании соглашаются на требования активистов до начала игнора их продукции.

44
Начать дискуссию