«Это эпоха истероидов». Как пиарщикам жить в условиях новой медиареальности?
15 интересных цитат из книги Евгении Стуловой «Четыре всадника информационного апокалипсиса».
Эта книга увидела свет в издательстве «Альпина ПРО» в 2022 году. За эти 24 месяца, конечно, много воды утекло, но основные принципы и подходы, о которых размышляет политконсультант и в прошлом журналист Евгения Стулова, не изменились.
«В книге речь идёт об управлении репутацией в политике, однако, принципы коммуникации и выживания в новой информационной среде общие для любой публичной персоны от политика до блогера», — пишет автор.
Забавно, что из 83 страниц основного текста 13 страниц занимают отзывы о самой книге, а девять — иллюстрации. То есть 26,5% объёма — не книга по существу. Поэтому, скорее, я бы назвал это добротной отраслевой статьёй, а не книгой. Но от этого содержание её не стало менее актуальным.
Читаем вместе в 15 интересных цитатах книгу Евгении Стуловой «Четыре всадника информационного апокалипсиса».
Если ранее традиционные источники информации (в первую очередь телевидение), по мнению наших граждан, считались более объективными и заслуживающими доверия, то и этот показатель в последние годы снижается
Мы наблюдаем новое явление, которое можно назвать кризисом верификации: доставкой информации сегодня может заниматься кто угодно и когда угодно, вне зависимости от своей квалификации и не заботясь о подтверждении фактов и проверке источников
Ещё один феномен новой реальности - доверие к анонимным источникам информации. Примером тому служат каналы мессенджера Telegram. Анонимные авторы, публикующие якобы инсайдерскую информацию, не могут быть верифицированы, однако обрастают сотнями тысяч подписчиков, на них начинают ссылаться СМИ - в итоге они покидают виртуальное пространство и начинают жить в пространстве реальном. Они попадают в мониторинги госструктур, в повестку летучек на телеканалах и, соответственно, постепенно формируют инфополе. Однако авторство, компетентность и адекватность владельца канала по-прежнему остаются тайной
Для стран с авторитарным и тоталитарным режимом анонимность означает независимость, и успех Telegram в Иране тому подтверждение
Сегодняшние потребители информации, как правило, являются носителями «клиповой культуры» и повально обладают клиповым мышлением - особым восприятием мира через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей, коротких видеоклипов или даже демотиваторов. Информация быстро потребляется, быстро переваривается и столь же быстро забывается - её вытесняет следующая
Для заголовка журналисты возьмут наиболее яркий, кричащий кусок его речи, способный хотя бы на минуту привлечь внимание читателя с клиповым сознанием, оглохшего от информационного шума
Заказчик негатива, как правило, уже не управляет судьбой запущенной им когда-то информации - она распространяется сама собой, подчиняясь лишь правилам новой реальности
Значимая часть избирателей больше не верит в стандартные выверенные образы политиков. Существует запрос на новую искренность - демонстрацию поведения, разрушающего шаблоны, связанные с эталонным образом политика. <...> Имитация новой искренности сразу станет заметной. Популистские приемы «приближения» к народу легко считываются, а затем высмеиваются этим же народом. <...> Политик в метро, в эконом-классе в самолёте и на велосипеде - это классика популизма
Говорить о гибели профессии рано, однако сложно отрицать, что журналистика в ее классическом понимании пребывает в серьезном кризисе. Информационное поле существует по абсолютно новым правилам. Принцип «24/7» убивает возможность цензурирования или хотя бы поверхностной проверки информации
Появление анонимных лидеров мнений убивает рынок «именной» журналистики - больше не обязательно быть Познером или Парфёновым, имя перестало быть синонимом качественного анализа и подачи информации, а аудитория некоего блогера может превышать аудиторию небольшого регионального телеканала
В условиях кризиса «больших СМИ» появляются квазимедиа - уже сформировалась отдельная медийная сеть, состоящая из мессенджеров вроде Viber и WhatsApp
Клиповое мышление читателей развращает журналистов: зачем выдавать полноценный журналистский продукт, раз его все равно прочтут по диагонали? Журналисты вынуждены подстраиваться под новый формат потребления информации
Наше время условно можно назвать «эрой истероидов», то есть когда информация потребляется по истероидному типу. Кто такой потребитель-истероид? Это человек, ядром характера которого является инфантильность, эгоцентричность, демонстративность. Истероид говорит всегда о себе, его речь неструктурированная, его цель - самопрезентация, а не рефлексия
В выигрыше остаётся не тот, кто даст лучшее логическое обоснование, предоставит фактаж, проявит способность к синтезу и анализу, а тот, кто тонко чувствует дух этого времени - точно знает, какая именно эмоция сейчас будет востребована обществом и, что называется, выдаёт ее
Информационный постапокалипсис на подходе. Отличать правду от лжи, а реальность от имитации будет всё сложнее, а значит, доверие к публичным каналам информации будет утрачиваться и далее. Не исключён ренессанс печатных СМИ: среди информационной какофонии, дезориентирующей потребителя, неподвижные типографские строки будут выглядеть тихой гаванью
Если понравилось, ставьте лайк и делитесь с друзьями! Также читайте: