Рассказываю про интересные приемы музыкантов и то, как Rammstein поможет с пиаром
Если спросить меня о Rammstein, на ум приходят слова “эпатаж”, “история”, “провокация”. Вот уже 30 лет клипы и тексты песен у многих вызывают прилив крови к лицу. И у меня в том числе. Одних музыка группы заводит, других — жутко бесит. Кто-то даже находит в ней странные призывы и оскорбляется.
Я же захотел понять, как у Rammstein получается так круто привлекать внимание. Вот что получилось.
Буду рад, если дополните своими наблюдениями.
Разрыв шаблона
Когда Rammstein только начинали, а это 1993 год, концерты не принято было превращать в шоу. Их манеру исполнения не сразу поняли и приняли. Рычащий вокалист, тексты, от которых веет жутью — все это было немыслимо для того времени. На одном из концертов их даже забросали бутылками.
К тому же, Тиллю Линдеманну было скучно петь просто так, поэтому он начал поджигать петарды прямо на сцене. Кстати, страсть к огню на сцене росла с каждым концертом. То барабанные палочки пускали искры, то горели ботинки, то сам Линдеманн. На первом концерте в Москве в 2001-ом им даже удалось уговорить администрацию “Лужников” выключить автоматическую систему пожаротушения.
Провокационные тексты, вплетение истории Германии и событий других стран в свое творчество, агрессивные образы — все это делает Rammstein уникальной группой.
Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре
Для того, чтобы человек обратил внимание на компанию или продукт, нужно его удивить. Удивление или шок помогает вбросить в кровь кортизол. Но нельзя постоянно держать человека в стрессе. Когда вы удивили, а, значит, привлекли внимание, покажите ценность.
Rammstein удивляли индастриалом, немецким языком и манерой. Вы удивите презентацией продукта, перфомансом на мероприятии или необычной баннерной рекламой.
Уровень визуального повествования
Первые клипы были простыми. Как и у всех во времена 1990-2000-х. Тогда текст песен обгонял видеоряд. Первый клип “Du riechst so gut” вышел в 1995 году. Тогда Тилль Линдеманн на белом фоне просто спел песню. Затем группа набирает обороты в визуальном повествовании. Взять тот же “Du hast” — есть история, кульминация, а какая развязка! Кстати, во время съемок пиротехники немного перестарались, и на моменте взрыва машины Кристоф, идущий позади всех, получил ожоги спины второй степени.
Музыка у Rammstein всегда была на высоком уровне. За 30 лет существования группы они не превзошли себя, не придумали новых приемов. Может быть, это и хорошо. Звучат они круто и сейчас. Но если раньше музыка была на десятку, а видео на четверку, то сейчас они заметно подкачались в клипах. После долгого перерыва в творчестве в 2019 году вышел клип «Deutschland». Он никого не оставил равнодушным — кто-то бесился, кто-то плевался.
Лично я был в восторге, ведь по этому клипу можно изучать историю Германии. Здесь и период войны с Римской Империей, и противостояние католиков и протестантов, и инквизиция, и преступления нацистов, и современные внутриполитические проблемы Германии. Отличная визуальная работа и пример того, как клип (даже язык не поворачивается так просто его назвать, скорее это — мини-фильм) дорос до музыки — десять из десяти. Как говорят сами музыканты, “все наши клипы — это полноценные двухминутные художественные фильмы”.
При этом, потенциал видео группа использует на полную. Они режут большие форматы на тизеры, привлекая аудиторию самой вкусной частью. Так делают все кинопрокатчики и мы привыкли к трейлерам фильмов, но чтобы так подавали клипы — это непривычно. Тизером, кстати, Rammstein привлекли внимание к клипу “Deutschland”, показав людям сцену, где музыканты в роли узников концлагеря.
Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре
Работайте с видео-контентом. Этот тренд начался пару лет назад, продолжается и будет продолжаться. Создавайте большие форматы, делайте трейлеры, старайтесь использовать киношные приемы и пусть видеоистория будет наполнена смыслом.
Делайте видео от лица компании, показывайте на видео своих клиентов, креативьте в рекламе и reels.
К тому же, не бойтесь анонсов и ресайзов. Это касается не только видео, но и всей вашей деятельности в целом. Напоминайте аудитории о ваших продуктах, новинках и событиях. Когда такая дикая конкуренция за внимание, не стоит думать, что про вас и так все помнят. Нет, напомните о себе сами.
Осмелиться заявить о себе
И без меня понятно, что дерзость пропитывает все творчество Rammstein. Но есть пара интересных моментов, которые и я сам иногда вспоминаю в своей работе.
Итак, шестерка обычных немцев прошла путь до всемирно известной группы. Это было бы невозможно без смелости. Когда они в самом начале истории группы выиграли городской конкурс и поездили с первым туром, то поняли, что этого недостаточно для наращивания популярности. Тогда Rammstein решили взять объемами — внедриться в какой-нибудь массовый проект. И захотели это желание соединить со своей страстью — кино.
Им так нравилось творчество Квентина Тарантино, Дэвида Линча, Ридли Скотта, что они обратились ко всем этим режиссерам с просьбой снять группе видеоклип. Откликнулся только Дэвид Линч. Ему понравился дебютный альбом "Herzeleid", но снять клип он отказался из-за большой занятости. Линч тогда снимал картину “Шоссе в никуда”. Вместо клипа режиссер попросил разрешения использовать две песни в новом фильме: "Rammstein" и "Heirate Mich". Ужас, одержимость, шизофрения — у музыки и фильма было так много общего, что группу не могли не заметить. После выхода картины о дебютном альбоме Rammstein говорили везде. В родной Германии он продержался на вершине хит-парада 29 недель.
Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре
Не бояться стучать в закрытые двери. Пробовать сотрудничать с теми, кто, казалось бы, никогда вас не заметил бы. Ждать. Не отчаиваться. И пробовать еще раз.
Звучит так банально, если честно. Но только представьте сколько амбиций пиарщиков полегло под гнетом надуманного страха. Держите в голове историю Rammstein — никому не известная группа написала известному Дэвиду Линчу и выиграла свою, пожалуй, самую большую лотерею.
Можно относиться к группе, как угодно. Лично у меня их крутость и жажда успеха вызывает только восхищение. Пусть эти ребята из пота, стали и пламени вдохновят вас на новые смелые идеи. А если с этим нужна помощь, пишите в мое маркетинговое агентство. Ну и читайте наш телеграм-канал. Делимся там приемами и советами для маркетологов, пиарщиков и всех, кто хоть немного связан с продвижением.