Зачем предпринимателю считать различные виды прибыли и что это даёт бизнесу
Компания с большими объемами продаж может при этом не иметь свободных средств на расширение ассортимента, на модернизацию. Возможно она даже не вышла в ноль. Для того, чтобы оценить эффективность ведения бизнеса важно уметь считать и анализировать различные виды прибыли. Давайте разбираться.
Всем привет. Меня зовут Николай Смерницкий. Я предприниматель с более чем 10-летним стажем. Продаю на WB и Ozon с ежемесячным оборотом 23.5 млн. Магазин обоев, с которого я начинал свой бизнес в онлайн, сейчас один из ТОПов на WB. Знаю все тонкости работы и подводные камни маркетплейсов и готов делиться опытом. Регулярно выступаю на мероприятиях от Сбера, SkillBox, Мой Бизнес (МинФин).
В 2023 году основал уникальный сервис по оцифровке и ведению учёта MPfact, позволяющий максимально упростить процессы складского и финансового учёта.
Чтобы получить полную и достоверную картину работы бизнеса и понять, где можно сократить расходы, экономисты рассчитывают четыре вида прибыли:
- маржинальную;
- валовую;
- операционную;
- чистую.
Кстати, если вы планируете привлечь инвесторов, то они обязательно запросят все четыре показателя, чтобы оценить перспективность своих вложений.
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль - это выручка от продажи товара за вычетом расходов на его производство или закупку и предпродажную подготовку. Эти расходы из месяца в месяц могут меняться.
Рассчитывается по формуле:
Маржинальная прибыль=Выручка-Прямые переменные расходы
Маржинальную прибыль считают для понимания, какие расходы может себе позволить компания, чтобы оставаться рентабельной. Исходя из этого принимать решения. Лучше всего смотреть в динамике. Если маржинальная прибыль растёт из месяца в месяц, то с бизнесом всё в порядке. Если падает, то надо срочно предпринимать действия, чтобы избежать серьезных убытков.
Валовая прибыль
Валовая прибыль - это разница между доходом от продажи товара и его себестоимостью. В себестоимость закладываются прямые постоянные и переменные расходы: аренда помещения, зарплаты сотрудников, расходы на производство, упаковку, хранение.
Рассчитывается по формуле:
Валовая прибыль=Выручка - Прямые переменные расходы - Прямые постоянные расходы
Расчёт этого вида прибыли даёт возможность оценить рационально ли используются ресурсы для производства или закупки товара и подготовки его к продаже. Помогает спрогнозировать окупаемость товара, оптимизировать бюджет и при необходимости скорректировать ценообразование.
Операционная прибыль
Операционнная прибыль - это прибыль от основной деятельности компании. Для чего нужно выделить этот показатель. Дело в том, что компания может получать прибыль и из других источников: проценты по вкладам, дивиденды, оплата за субаренду помещения. Чтобы понимать насколько рентабельна основная деятельность компании, внереализационные доходы нужно исключить из расчётов.
Рассчитывается по формуле:
Операционная прибыль=Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные)
Благодаря этому показателю, можно увидеть, как компания управляет своей операционной деятельностью и насколько она финансово устойчива.
Самой частой ошибкой при расчете является неполное отображение всех операционных расходов и изменений в них.
Чистая прибыль
Чистая прибыль - это итоговый результат финансовой деятельности бизнеса. То, что остаётся от выручки после вычета абсолютно всех расходов, включая налоговые отчисления и платежи по кредитам.
Рассчитывается по формуле:
Чистая прибыль= Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные) - Расходы на налоги и кредитные платежи
Это самый наглядный показатель насколько эффективно ведётся бизнес. Отрицательное или нулевое значение на начальном этапе естественно, но если в динамике улучшений не происходит, то нужно искать причины и смотреть можно ли как-то оптимизировать расходы.
Для анализа финансового состояния бизнеса нужно смотреть на все четыре показателя. Например, чистая прибыль может быть нулевой, но при этом валовая показывает, что компания перешагнула точку безубыточности. И это уже неплохой результат.
Помимо прочего по каждой из прибыли принято рассчитывать рентабельность для оценки эффективности и понимания на каком этапе, в какой части вашего бизнеса что-то идёт не так. Например, низкая рентабельность по валовой прибыли, может говорить о том, что доля себестоимости высока и требует внимания.
Рентабельность по каждому виду прибыли можно посчитать по формуле:
Рентабельность=Величина прибыли/ Выручка х 100%
Все показатели взаимосвязаны и изменения в одном из них неизменно повлекут изменения в конечном итоге в чистой прибыли.
Даже имея в штате бухгалтера, предпринимателю важно отслеживать показатели прибыли в динамике для своевременного принятия правильных управленческих решений. Если финансовый и складской учет автоматизированы, то получить данные по любым показателям как в целом по бизнесу, так и по отдельным товарам гораздо проще. На маркетплейсах эту информацию можно увидеть в разделе Аналитика.
Насколько регулярно отслеживаете показатели прибыли и рентабельности? Используете ли для этого специальные сервисы? Давайте обсудим в комментариях.
Про особенности торговли на маркетплейсах подробно рассказываю в своём канале. Делюсь собственным опытом и актуальной информацией по изменениям в правилах. Присоединяйтесь.
Консультирую селлеров по теме роста на WB и Ozon. Всегда рад помочь тем, кто хочет развивать свой бизнес