5 историй крупных маркетинговых провалов

Привет, я консультант по маркетингу Максим Дементьев. В этой статье я разберу громкие провалы крупных брендов, от неудачных твитов Burger King до скандального ребрендинга Gap.

1. Burger King хотел как лучше

В марте 2021 года британский Burger King устроил грандиозный скандал к Международному женскому дню. Их маркетинговая команда решила привлечь внимание к своей программе обучения кулинарии резким твитом: «Место женщины на кухне».

5 историй крупных маркетинговых провалов

План обернулся катастрофой — аудитория взорвалась и совершенно не обратила внимания на то, что на самом деле там был и второй твит (“Если она, конечно, хочет”) и третий, в котором собственно и рекламировалась стипендия для женщин в кулинарной сфере. Соцсети разразились критикой, и Burger King был вынужден удалить посты и публично извиниться за свою «гениальную» идею.

5 историй крупных маркетинговых провалов

По сути, маркетологи хотели обратить внимание общественности на то, что только 20% женщин являются шефами и их цель — изменить такое положение вещей. И сделали это в типичном для Burger King провокационном стиле. Но, увы, народ не понял.

2. Gap заказывает логотип на Авито

В 2010 году Gap решил сыграть в модный ребрендинг, заменив свой культовый логотип более модерновым. "Crap Logo Yourself."

5 историй крупных маркетинговых провалов

Но вместо обновления имиджа они получили тонну негатива. Поклонники бренда не оценили "модерн" и устроили настоящий бунт в сети. Пользователи Twitter высмеивали новый логотип, а один предприимчивый вебмастер даже сделал сайт “Испорти свой логотип самостоятельно”.

5 историй крупных маркетинговых провалов

Gap попытался сгладить углы, назвав это сбором мнений покупателей, и предложил поделиться своими идеями, но было уже поздно, да и выглядело это скорее как запоздалое желание хоть как-то исправить ситуацию. Шесть дней спустя компания вернулась к старому логотипу.

3. Adidas и потерянное золото

Коллаборация Adidas и Канье Уэста с их линейкой YEEZY была настоящей золотой жилой, принося бренду до 40% прибыли.

5 историй крупных маркетинговых провалов

Но к 2023 году всё пропало, Карл! Скандальные антисемитские высказывания Канье разрушили партнерство и обошлись Adidas в 2 миллиарда долларов.

Компании пришлось разорвать контракт из-за необычайно сильного общественного давления и критики в адрес музыканта. В общем, выбирая инфлюенсеров, особенно таких крупных, надо провести тщательную проверку типичного поведения и взвесить риски по отношению к возможной прибыли.

4. Dove или немного расизма в ленту

Казалось бы, откуда тут абсолютная безобидная Dove? Тем не менее компания умудрилась выпустить таргетированную рекламу геля для душа в Facebook, в которой чернокожая женщина «превращается» в белую.

В результате — массовый бойкот. Рекламное сообщение, задуманное как одинаковое отношение к разным женщинам, было воспринято как расистское и вызвало волну негатива.

Надо сказать, что это провал маркетологов, им стоило бы подумать или протестировать рекламу на небольшой фокус-группе или просто поменять девушек местами, учитывая трепетное отношение к расизму в мире.

Dove ещё долго пришлось извиняться и оправдываться.

5. Унижения пап от Huggies

Huggies решили сыграть на стереотипах и запустили кампанию "The Dad Test", в которой неопытные отцы боролись с подгузниками.

Старая реклама

Но вместо улыбок это вызвало возмущение. Оскорбленные умелые папы начали массово подписывать петиции, требуя извинений. Huggies быстро осознала ошибку, извинилась и переделала кампанию, показав уверенных в уходе за детьми отцов, которые ценят качество их продукта.

Новая реклама

Мораль: Ошибаться можно, но за ошибки надо извиняться, если уж они случились А лучше не забывать - анализировать, тестировать и перепроверять то, что вы делаете, особенно если вы крупный бренд. Но и для небольших компаний это правило подходит.

Подписывайтесь на мой на Youtube с разборами нелепых ошибок в Яндекс.Директ.

И Telegram с разнообразным маркетинговым контентом.

44
Начать дискуссию