Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

Найти иллюстрацию для своего поста в интернете — обычное дело, но незаконное.

Все изображения и фотографии в интернете кому-то принадлежат. Взяв картинку в Яндексе или Гугле, вы нарушите условия использования и попадете на большой штраф.

Условия лицензий могут быть непонятными для тех, кто регулярно не работает с изображениями. Мы поможем разобраться в их видах. В конце статьи — промокод на бесплатное использование.

Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

Типы лицензий на изображения

Есть несколько типов лицензий, у каждого из них свои условия применения. Знание различий между типами позволит избежать правовых проблем и правильно применять фотографии в проектах.

В следующем разделе — памятка со всеми лицензиями и обязательствами.

Creative Commons (CC)

Creative Commons — самый популярный формат среди создателей контента. Они позволяют сохранить авторские права и делиться своими работами. Существует несколько разновидностей CC-лицензий. В одних требуется только атрибуция — упоминание автора. В других — условий сильно больше. Расскажем про каждую.

CC Attribution (CC BY). Разрешает любое использование изображения при указании авторства. Даже в коммерческих целях. Наиболее свободная лицензия.

CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA). «С указанием авторства — С сохранением условий». Разрешает использование с обязательной атрибуцией и требует, чтобы производные работы распространялись под той же лицензией. Пример. Фотограф опубликовал свою работу под лицензией CC BY-SA. Художник нашел фото и использовал её в своем коллаже. Художник может зарабатывать на своей работе, но должен указать оригинального фотографа и опубликовать свой коллаж под лицензией CC BY-SA.

CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND). «С указанием авторства — Без производных». Разрешает использование с упоминанием, однако не позволяет изменять изображение. Пример. Автор опубликовал статью о медицинских открытиях под CC BY-ND. Новостной портал решает разместить эту статью на своем сайте. Портал может свободно делать это, но не имеет права переводить или адаптировать текст статьи. Портал обязан указать автора статьи.

CC Attribution — Noncommercial (CC BY-NC). С указанием авторства — некоммерческая. Разрешает копировать и распространять изображения любым способом, но только в некоммерческих целях. Обязательна атрибуция.

CC Attribution — Noncommercial — Share Alike (CC BY-NC-SA) и CC Attribution — Noncommercial — No Derivative Works (CC BY-NC-ND): комбинации вышеуказанных условий, добавляющие ограничения на коммерческое использование и создание производных работ.

Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

RoyaltyFree (RF)

Royalty-Free — лицензия без отчислений. Позволяет применять картинку неограниченное количество раз после единовременной оплаты. Покупатель платит один раз, и распоряжается покупкой без ограничений в количестве и времени.

С ней нет необходимости доплачивать за каждое применение. Однако она может иметь ограничения. Например, на максимальный тираж или запрет на перепродажу.

Эксклюзивные права остаются у автора работы, то есть, он может неоднократно продавать изображение.

Rights Managed (RM)

Rights-Managed устанавливает строгие правила. Она дает исключительное право на картинку. При этом условия определяются отдельно для каждого случая. Например, фотография для размещения в двух рекламных кампаниях на территории России в срок до 04.20.2025.

Такой подход позволяет точнее контролировать эксплуатацию каждой работы, но дороже и сложнее в управлении.

Public Domain (Общественное достояние)

Произведения, представляющее общественное достояние, используются без ограничений. Так отмечают произведения, не ограниченные авторским правом.Сюда категорию входят изображения с истекшим сроком действия авторского права. Или те, которые автор намеренно поместил в общественное достояние.

Лицензии фотостоков

Крупные фотостоки вроде Shutterstock или Adobe Stock, предлагают собственные лицензионные соглашения. Сочетают в себе элементы Royal Free и Rights-Managed. Базовая лицензия схожа с RF, но с ограничениями на применение изображений в продуктах с массовым тиражом. Премиум-лицензии фотостоков гораздо шире и часто включают эксклюзивные права.

Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

Можно ли брать изображения из интернета

В эпоху интернета миллионы изображений доступны просто в поисковиках. Но это не значит, что картинки из Яндекса можно брать без ограничений.

Каждое изображение, размещенное в интернете, имеет владельца, который сохраняет за собой авторские права. Даже если изображение свободно доступно — просто так взять его, скорее всего, нельзя. Авторские права защищают его от несанкционированного использования, а их нарушение может повлечь штраф.

Несколько способов проверки лицензии:

  • Поиск по изображению. Google Images или TinEye позволяют найти источник изображения и проверить, размещено ли оно с указанием лицензии.
  • Обращение к автору. Если у фото не указана лицензия, найдите его автора и запросите разрешение.
  • Проверка на сайте. Некоторые сайты публикуют изображения с полной атрибуцией и условиями эксплуатации. Прочитайте их.
Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

Не хочется заморачиваться с лицензиями? Тогда приходите за изображениями в фотосток сервиса Flyvi. Внутри графического онлайн-редактора больше 12 миллионов фотографий, иллюстраций и других элементов. Вся библиотека имеет свободную лицензию для коммерческого и некоммерческого использования.

Выберите изображение, сразу добавьте его внутрь редактора и сделайте пост, сторис или другой дизайн за несколько действий. Для использования

Как правильно подписывать атрибуцию изображений

Даже если есть разрешение на применение иллюстраций, их нужно правильно маркировать. Неправильная или отсутствующая атрибуция — это тоже нарушение.

Как не сесть за чужую картинку в интернете. Разбираемся в видах лицензий

У каждой лицензии свои требования к атрибуции:

- Creative Commons: все виды лицензий CC требуют указания авторства. У каждого типа есть нюансы. CC BY требует указания 4 пунктов: имени автора, названия работы, ссылки на оригинал и указания лицензии. CC BY-SA требует того же, плюс указания, что производная работа лицензирована на тех же условиях.

- Royalty-Free: часто не требуется указание авторства. Лучше смотреть условия в каждом источнике.

- Rights-Managed: условия атрибуции варьируются в зависимости от договора. В некоторых случаях требуется указание авторства и других данных, в других – нет.

Написать только имя автора будет ошибкой и может повлечь санкции за нарушение.

Пример атрибуции — фото: Джон Смит. Утро вторника. Лицензировано под CC BY 4.0. Источник: johnsmith.ph
Пример атрибуции — фото: Джон Смит. Утро вторника. Лицензировано под CC BY 4.0. Источник: johnsmith.ph

Заключение

- Неправильная эксплуатация объектов авторского права карается судами и штрафами.

- Типы различаются по условиям. Creative Commons предлагает гибкие варианты, Royalty-Free позволяет многократную эксплуатацию после оплаты, а Rights-Managed требуют индивидуального подхода.

- Эксплуатация изображений, найденных в интернете, без проверки лицензий связано с высокими рисками. Проверяйте условия каждого изображения.

- Правильная атрибуция — важная часть соблюдения авторских прав. Независимо от лицензии, важно всегда указывать автора и соблюдать условия размещения.

Мы разбираемся в лицензиях, а еще в графическом контенте для любых задач. Внутри графического редактора Flyvi есть внутренний фотосток, ИИ-помощник, тысячи заданных шаблонов для соцсетей, рекламы, маркетплейсов и презентаций.

FREEVC

15 дней Про-тарифа во Flyvi за 1 рубль

Попробуйте онлайн-редактор в работе с промокодом на 15 дней Про-тарифа за 1 рубль.

33
1 комментарий

Произведения, представляющее общественное достояние, используются без ограничений.- мне кажется тут тоже есть свои исключения и нужно быть аккуратным

Ответить