Почему каждой компании нужен клуб Alumni: преимущества, которые вы не можете игнорировать

Почему каждой компании нужен клуб Alumni: преимущества, которые вы не можете игнорировать

Alumni (Алумни) — это сообщество бывших сотрудников компании, которые продолжают поддерживать связь друг с другом и с организацией. Для России эта история не нова. Такие группы и клубы всегда были в школах и университетах, это выпускники. Но встречи выпускников и их взаимодействие были скорее разовыми или периодическими, чем регулярными. За рубежом дело обстояло иначе. Принцип непрерывной работы с выпускниками альма-матер для обмена опытом, налаживания контактов и взаимной поддержки быстро переняли корпорации Всё просто: бывшие сотрудники — это ценный актив. С помощью alumni укрепляются деловые связи, бывшие сотрудники выступают амбассадорами бренда работодателя, делятся знаниями и привлекают новые кадры. Более того, они могут открыть доступ к новым рынкам и клиентам, способствуя росту бизнеса.

Мы здесь за практикой: как это происходит?

В статье "Зачем компании создают сообщества сотрудников?" Андрея Семеркина описан хороший пример: в крупных организациях, таких как Сбербанк и Росатом, Аlumni-сообщества помогают ускорять разработку новых продуктов. А в компании Avito такое сообщество активно участвует в улучшении процессов безопасности, проводя воркшопы и тренинги для действующих сотрудников. Видно, что коллектив бывших сотрудников не только способствуют профессиональному развитию самих участников сообщества, но и создаёт ценность для бизнеса, помогая компаниям быть более гибкими.

Почему каждой компании нужен клуб Alumni: преимущества, которые вы не можете игнорировать

Давайте рассмотрим кейс крупной российской компании, чтобы у нас сформировалась чёткая картинка: У бизнеса был запрос - не терять ценные кадры с их экспертизой.

Руководство пошло навстречу и выделило необходимые ресурсы и своё внимание на создание сообщества Alumni: команду, которая будет этим заниматься внутри компании, финансы и личное время на участие в регулярных мероприятиях для сообщества.

Команда создала специальную платформу, где бывшие сотрудники могли регистрироваться, общаться и получать актуальные новости о компании и её стратегии. Платформа также использовалась для публикаций вакансий.

Сообщество начинает регулярно проводить встречи, где обсуждается развитие компании, инновации в бизнесе и карьерные возможности. На этих митапах бывшие сотрудники делятся своими знаниями и остаются в курсе дел компании. Многие из них даже участвуют в разработке новых продуктов и технологий, передавая свой опыт и знания нынешним сотрудникам и, тем самым, развивают свои профессиональные скиллы.

Конкретные результаты: с помощью сообщества Аlumni, компания смогла привлечь бывших сотрудников к участию в новых проектах и трудоустроить их на взаимовыгодных условиях повторно. Это привело к ускорению процессов и повышению качества работы. Более того, сообщество сыграло на руку руководству в поддержании сильной корпоративной культуры и укрепило бренд работодателя на рынке.

Хотим такой же результат: конкретные шаги.

1. Цель. Вы хотите это сообщество ради хайпа или ваш бизнес действительно нуждается в таком ресурсе как Алумни? Например: поддержание и развитие корпкультуры, улучшение репутации, привлечение талантов, обмен знаниями и развитие проектов компании.

2. Выбор комьюнити-менеджера и его команды. Назначить человека, который будет ответственен за развитие и управление сообществом мало. Чтобы работа пошла плодотворно, ему необходимо выделить дизайнера, разработчика(ов), контент-менеджера и event-менеджера. Сам комьюнити-менеджер будет разрабатывать стратегию сообщества, распределять ресурсы, бустить мероприятия, управлять коммуникацией, поддерживать активность участников и управлять командой.

3. Стратегия и структура. Здесь нужна детальная проработка: способы взаимодействия с аудиторией, каналы коммуникации (социальные сети, мессенджеры, корпоративные порталы и др,), бюджет, KPI для измерения успеха и уровни взаимодействия по решению задач сообщества.

4. Онбординг участников. Чтобы новые участники сообщества могли быстро влиться в его деятельность, важно разработать процесс адаптации. Это включает в себя предоставление информации о целях и задачах сообщества, принципы модерации, а также объяснение ролей и ожиданий.

5. Мероприятия и коммуникация. Регулярные встречи, вебинары, воркшопы и другие мероприятия помогут поддерживать активность в сообществе. А чтобы участники не теряли к нему интерес - изучите, какой контент будет наиболее интересен для вашей аудитории и в какой подаче. И помните о поддержании активного общения между участниками, чтобы они чувствовали себя частью единой команды.

Чтобы всё работало системно, создайте единый центр управления сообществом, где будет собрана вся информация о его участниках, мероприятиях и новостях. Возможно это будет база знаний, интерактивная платформа или онлайн-портал.

Ещё один важный аспект - мотивация участников. Предлагайте системы поощрений, карьерные возможности или создавайте по-настоящему комфортную атмосферу внутри сообщества, куда человек захочет вернуться снова.

Почему Alumni стоит попробовать

Почему каждой компании нужен клуб Alumni: преимущества, которые вы не можете игнорировать

Это поддержка. Компании, вас, самих алумни и вашего бренда. Все плюсы мы рассмотрели выше, но есть и несколько минусов, которые стоит иметь в виду:

1. Конфиденциальность и безопасность данных: построение такого сообщества связано с обменом информации. Важно обеспечить высокий уровень безопасности и защиты данных, чтобы предотвратить их утечку, очертить границы дозволенного и разработать “протокол” по которому бывшие сотрудники подключаются к текущим проектам компании.

2. Конфликты интересов: бывшие сотрудники будут работать в других компаниях, в том числе у конкурентов. Это может создать конфликты интересов, особенно при обмене профессиональной информацией. Поэтому нужно быть осторожными в выборе тем для обсуждения и ограничивать доступ к конфиденциальным данным.

3. Угасание интереса со временем: это неизбежно произойдёт если компания не будет обновлять программы взаимодействия и не предлагать новые стимулы для участия. Чтобы этого избежать, нужно постоянно работать над развитием сообщества, вводить новые форматы и поддерживать связь с участниками.

Подходите к созданию комьюнити взвешенно, с учётом всех этих факторов. Будьте готовы к сложностям и заранее продумайте стратегии по их преодолению. Помните, комьюнити бывших сотрудников - это мощный инструмент, позволяющий не только поддерживать положительные отношения с теми, кто однажды был частью вашей команды, но и извлекать из этого конкретные выгоды, укрепляя свою позицию на рынке.

88
Начать дискуссию