Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Автор: Никита Яблоко, SMM-специалист, Head of Perfomance UniSender

Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Меня зовут Никита, мне 25 лет и я SMM-специалист. Так уж вышло, что я уже пять лет занимаюсь соцсетями и два года читаю образовательные курсы по этой теме.

Недавно ко мне обратились несколько предпринимателей с запросом: «Хотим уволить своего SMM-щика, помогите понять, что он просто сливает бюджет и ничего не делает». Так родилась идея для этой статьи: я расскажу, как понять, что SMM-специалист переоценен и делает откровенный бред, который никак не соотносится с бизнес-задачами.

Причина 1. Чем больше SMM-щиков — тем меньше SMM-щиков

Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Внезапно стало модно быть SMM-щиком. Каждый студент, который научился снимать на iPhone и обрабатывать фото в Snapseed или VSCO, называют себя SMM-специалистами или Instagram-маркетологами.

Подобные «специалисты» считают, что единственная задача SMM-щика — создание контента. Но это не так. Вот чем на самом деле должен заниматься SMM-специалист:

  • Разрабатывать и реализовывать стратегии продвижения, контент-стратегии, контент-планы.
  • Создавать и оформлять страницы в социальных сетях.
  • Ставить ТЗ дизайнеру / копирайтеру для создания контента (если специалист не может сделать это самостоятельно, хотя, как минимум, писать тексты он должен уметь).
  • Наполнять страницы контентом, как текстовым, так и графическим.
  • Вести и модерировать страницы в социальных сетях, в том числе уметь в антикризисный менеджмент.
  • Создавать, запускать и оптимизировать таргетированные рекламные кампании.
  • Писать отчетность, отслеживать результативность и корректировать стратегию продвижения в зависимости от показателей.

Если вашего SMM-щика хватает лишь на пару пунктов из списка выше — смело увольняйте его. Это плюс-минус стандартный месячный план работы SMM-специалиста, если не уходить в частные моменты бизнеса.

Причина 2. Хороший SMM-щик стоит дорого

Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Скажу по себе: я с дивана не встану меньше, чем за 1000$ за проект. При этом, мне не важно какой будет пул работ: написать 1 пост или запустить 69 рекламных кампаний. Меньше, чем за эту сумму, мне неинтересно погружаться в проект, общаться с клиентом и, тем более, работать на результат.

Ситуация на рынке плюс-минус такая же. Сносный SMM-специалист, который умеет открывать Google Analytics, не падает в обморок при упоминании Facebook Pixel и продумывает воронки ретаргетинга попросит от 500$ за проект. Конечно, сайты с вакансиями пестрят и кандидатами за 100-200$, но сложно представить какое качество работы вас ждет, если человек себя оценивает в такой чек.

Но тут такой момент: социальные сети — не самый конверсионный канал (особенно, если сравнивать с поисковой рекламой или email-маркетингом). Поэтому окупаемость хорошего специалиста будет под очень большим вопросом. Посчитайте рентабельность и, если ваш специалист не окупает затраты на себя и рекламу, то прощайтесь с ним до лучших времен или специалистов.

Причина 3. Большинство SMM-задач могут делать автоматизированные сервисы

Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Меня забавляют ситуации, когда компания нанимает специалиста с запросами, характером и человеческим фактором на рутинные задачи. В 2020 году сам процесс работы SMM-специалиста автоматизирован до максимума: закинул посты в отложку, запланировал кампании, спарсил аудитории, нажал кнопку в сервисе аналитики и пошел спать остальные 7 часов рабочего дня. Стоимость таких приложений редко превышает 50$, что дешевле любого SMM-щика. Появляется вопрос: почему владелец бизнеса сам не пользуется этими сервисами?

Я думаю, это связано с тем, что многие непрофильные специалисты не знают о подобных сервисах. Я в двух словах расскажу о тех, которыми пользуюсь сам и, спойлер: большая часть из них бесплатные.

  • SMMPlanner и Buffer. В них можно подготовить посты для разных соцсетей и выбрать время, когда сервис их опубликует. Минус — разносить одну и ту же публикацию по разным соцсетям долго, но с этим справляется следующий сервис.
  • UniSMM. Просто создайте публикацию, запланируйте ее время и сервис опубликует ее в разных соцсетях. Если отправляете письма через UniSender, то в UniSMM целое письмо или его часть можно порезать на контент для соцсетей.
  • Pepper Ninja. Все просто: выбираете целевую аудиторию и по своим алгоритмам сервис собирает ее. Охваты больше, дешевле, да и сама аудитория намного теплее, чем при простой настройке в рекламном кабинете.
  • Agorapulse, Popsters, Picalytics. Сервисы для аналитики социальных сетей. В них можно получить красивые отчеты, оценить эффективность разных социальных сетей и вовлеченность аудитории.

И если стандартные задачи вашего SMM-специалиста можно заменить вышеупомянутыми сервисами, то зачем платить больше?

Причина 4. Лайки и охваты — не всему голова. SMM должен приносить деньги

Увольте его немедленно! Как понять, что ваш SMM-щик бесполезен

Некоторые специалисты говорят:«SMM — не про конверсии, SMM — не продает, поэтому будем анализировать эффективность по лайкам, комментариям и количеству подписчиков». Такой вариант подойдет, если вы преследуете имиджевые цели в социальных сетях: рост охватов и узнаваемости, активность и лояльность аудитории. Но если ваша цель — продажа холодильников, а SMM-щик рассказывает не про число оплат, а про охваты и лайки — есть повод задуматься о компетентности подобного специалиста.

Поэтому, если вы не можете заставить своего специалиста работать по необходимой конверсионной механике, то лучше его уволить. Особенно, когда вам нужна прибыль из социальных сетей, а вам предлагают охваты и подписчиков.

Как с этим жить

Конечно, много «приколов» бывает и на стороне владельцев бизнеса: нет сайта, нет аналитики, нет рекламного бюджета, нет понимания, кто целевая аудитория. Я вижу такие проблемы почти в каждом из своих проектов. Но, все же, мне нравится думать, что при должной мотивации специалиста, его компетенции и наличии времени для теста и анализа эффективности можно работать практически с любым проектом. Даже без сайта и аналитика под боком.

Поэтому, всем SMM, и всерьез подумайте: стоит ли вам уволить своего SMM-щика или нет =)

10 комментариев