Как улучшить юзабилити сайта. Разбираем реальный кейс
Это не очередная статья с набором советов. Это статья-кейс: на реальной работе студии показываю, какие фишки помогли сделать сайт проекта в сфере финтех удобнее для пользователя (и применимы они не только к финтеху).
Как часто надо работать над юзабилити сайта
На всякий случай, юзабилити – это то, насколько сайт удобен и понятен для пользователя.
Как часто надо возвращаться к вопросу удобства сайта? Всегда! Этот процесс не имеет ни конца, ни края. Потому что нет предела совершенству.
Раз в полгодика хотя бы садитесь пошерстить конкурентов, подсмотреть новые интересные решения. Раз в квартальчик можно детально на поведение пользователей на сайте через веб-аналитику глянуть, добыть инсайты: где путаются, где отваливаются, как вообще по сайту бродят, как взаимодействуют с элементами.
Знаете, что это дает?
Вот вам реальные данные реальных компаний:
Компания ASOS сократила количество шагов в процессе оформления заказа и упростила форму регистрации на своем сайте. Это увеличило конверсию на 50% и снизило количество отказов на стадии оплаты;
Издание The Guardian изменило дизайн своего сайта для улучшения читаемости и удобства для пользователей. И получило на 46% больше подписок на цифровой журнал;
Target оптимизировал свой сайт, чтобы сделать его более адаптивным для мобильных устройств и улучшил интерфейс поиска товаров. Покупки с мобильных выросли на 9%.
Так что работаем, ребята.
Чего конкретного посоветуем
Тут все фишки для улучшения юзабилити, которые мы применили при создании сайта для управляющей компании «Солид Менеджмент»:
- 1. Дизайн: тренды со смыслом
- 2. Структура страниц: внимание на главном
- 3. Личный кабинет: максимум функциональности, минимум эмоций
- 4. Калькуляторы и формы: простота и автозаполнение
- 5. Поддержка через чаты: долой всплывающие окна
Два слова о проекте, чтоб вы были в курсе дела, и перейдем к самим фишкам.
Справка о проекте и компании
«Солид Менеджмент» – компания с 25-летней историей на рынке ценных бумаг, которая предоставляет услуги по управлению инвестициями.
Мы в 365 Media Group взялись за разработку нового сайта для этой компании.
Задача проекта заключалась в том, чтобы улучшить пользовательский опыт работы с сайтом и личным кабинетом. Поэтому мы замутили тотальный редизайн, пересмотрели структуру страниц, уделив особое внимание страницам о продуктах, и создали функциональный личный кабинет.
1. Дизайн: тренды со смыслом
Дизайн должен, с одной стороны, упрощать опыт работы с сайтом, чтобы пользователь мог быстро найти то, что ему нужно. С другой стороны, экспириенс должен создаваться уникальный, чтобы акт взаимодействия с вами запоминался и выделял вас среди конкурентов.
В итоге дизайн у нас получился достаточно минималистичным и легким, с современными элементами. В тренде, короче.
Но при этом нам удалось раскрыть смысл названия компании (Солид – это римская золотая монета, которая 800 лет оставалась главной денежно-счетной единицей Римской империи, затем Византии). Отсюда все эти непоколебимые колонны и статуи, которые говорят: с нами надежно.
2. Структура страниц: внимание на главном
Священное правило для улучшения структуры любой страницы сайта: ваша задача не запихнуть туда всю на свете информацию. А выделить то, что отвечает запросу пользователя здесь и сейчас, и последовательно концентрировать его внимание на главных деталях по ходу скролла страницы.
На сайте «Солид Менеджмент» нужно было кратко, но емко представить ключевой продукт компании – Паевые Инвестиционные Фонды.
У страницы есть конкретная цель – помочь пользователю принять решение в пользу Инвестиционного Фонда. Для этого он должен увидеть динамику стоимости наглядно. Поэтому мы использовали графики и диаграммы, которые помогают быстро считать нужную информацию.
Классное решение: закрепить навигацию для целевых действий пользователя не только вверху страницы, но и сделать боковой сайдбар с главной информацией по продукту, который тоже закреплен и при скролле не уходит из поля зрения.
3. Личный кабинет: максимум функциональности, минимум эмоций
Сложность создания личного кабинета заключается в том, что он должен оставаться концептуальным продолжением сайта, но при этом быть максимально удобным и функциональным.
Если при создании контента страниц о компании или продукте мы можем влиять на эмоции пользователя (зависит от проекта, на какие и как сильно), то в вопросе разработки личного кабинета про эмоции надо помнить только одно: главное не выбесить человека ничем.
Поэтому мы:
Сделали процесс регистрации и входа в ЛК проще. Это пипец как важно, а то ведь раздражает вот это вот “вспомните пароль из 20 латинских букв, цифр и символов”;
Вывели на единый дашборд ЛК всю инфу по составляющим инвестпортфеля;
Сделали быстрый доступ к последним транзакциям, чтоб все было под контролем.
ЛК относительно дизайна выглядит так же, как и весь сайт, но при этом не содержит ничего лишнего, не отвлекает внимание и не бесит, потому что все максимально просто и понятно.
4. Калькуляторы и формы: простота и автозаполнение
Если на сайте присутствуют калькуляторы и формы заявки, то их заполнение не должно быть отдельным квестом.
Мы вот с калькулятором расчета доходности вообще мудрить не стали: сделали его максимально простым, чтобы вопросов по его использованию осталось ровно ноль:
По поводу формы заявки. В нашем случае речь не о простенькой форме из трех полей, а о форме заявки на создание ИИС (Индивидуальный Инвестиционный Счет), поэтому тут можно было бы натворить ошибок и нагородить такой херни, что до создания счета ни один пользователь не добрался бы.
Вот что помогло нам упростить жизнь пользователям при заполнении большой формы: данные подтягиваются из Госуслуг или через мобильных операторов, поэтому форма заполняется легко и быстро. А еще там есть интерактивные подсказки, чтоб уж точно никто не потерялся.
5. Поддержка через чаты: долой всплывающие окна
Нет, чаты в сплывашках где-то сбоку на странице – это не плохо. Но они годятся для проектов, где вопросы с поддержкой решаются довольно быстро, и отношения с пользователем у вас относительно краткосрочные.
В нашем же случае отношения с клиентами выстраиваются вдолгую, поэтому и служба поддержки должна быть более существенная. И обосновалась она внутри личного кабинета. Далеко не каждый проект этим может похвастаться, это позволило нам выделить сайт среди конкурентов: чат с оператором сохраняется, к сообщению можно прикреплять файлы, а еще предусмотрен формат сбора обратной связи от клиентов о качестве оказанной помощи.
Вместо заключения:
Хочу поделиться важной мыслью: не всегда улучшение юзабилити решается какими-то очень большими и сложными изменениями. Помните, что дьявол в деталях, а простота – ключ к завоеванию сердец пользователей.
Подробнее рассмотреть проект и повосхищаться его совершенством можно здесь у нас в кейсах. А критику отнести в комментарии (не факт правда, что мы прислушаемся, но вы точно имеете право ее оставить :)