Как из обычного работодателя превратиться в «компанию мечты»: 10 полезных примеров корпоративной культуры
Счастливые и довольные сотрудники работают более продуктивно. Что поможет сделать их такими? И обязательны ли большие финансовые вложения, чтобы из рядового работодателя превратиться в того, к кому выстраивается очередь из кандидатов? Поищем идеи у опытных компаний с развитой корпоративной культурой.
Уникальные сменные стикеры помогают формировать корпоративную культуру в компании. Она определяет, как люди взаимодействуют и что для них важно. Это набор правил, привычек и ценностей, которые объединяют. Этакие внутренние критерии отбора: человек наш, если ценности и устремления совпадают.
При правильно выстроенной корпоративной культуре сотрудникам комфортно и интересно работать, а новичкам проще влиться в коллектив. С ее помощью удаётся создать атмосферу творчества и поддержки. Когда в компании ценят открытость и взаимопомощь, люди чаще делятся идеями и помогают друг другу.
В статье собрали примеры корпоративной культуры в известных компаниях. И пусть до размеров огромных корпораций вашему бизнесу еще расти и расти — можно вдохновиться идеями и попробовать внедрить их в своей компании.
Содержание:
- Google: гигант-ориентир
- Adobe: ключевое – доверие
- Росатом: прививаем жажду непрерывных улучшений
- Zappos: главное – польза
- Amazon: развивайся или убирайся
- Zoom: в фокусе – счастье
- Яндекс: к сотрудникам бережно
- Ozon: свобода и постоянный рост
- Тинькофф: демократия и страна удаленщиков
- ВсеИнструменты.ру: клиент, команда, эффективность
Google – гигант-ориентир
Масштабная корпорация, которая создает интернет-службы, инструменты и проекты. Главный их продукт – поисковая система.
В такой крупной компании корпоративная культура просто не может быть однородной во всех подразделениях. Но есть и общее — создание комфортных условий для каждого работника. На первом месте в компании открытость руководства и взаимодействие между сотрудниками: новичок на начальной должности легко может делиться идеями с топ-менеджером. Есть бесплатные бонусы прямо на работе: еда, медицинский сервис, парикмахеры, тренажерные залы и другие услуги.
В Google при подборе сотрудников придают большее значение soft skills: в кандидатах ищут позитивное отношение к жизни, скромность, инновационное мышление и желание работать в команде. В работе каждого человека уделяют внимание его сильным и слабым сторонам – компания скорее подыщет место в другом отделе, чем уволит работника.
Как перенять полезное от Google: создать тренажерный зал с бассейном прямо на работе – дорогостоящая идея. Но даже в небольшом бизнесе можно организовать удобное рабочее место, поддерживать творческие решения сотрудников и наладить взаимодействие в команде.
Adobe: ключевое – доверие
Компания-разработчик программного обеспечения.
Главный столп корпоративной культуры – доверие к сотрудникам. Менеджеры в компании не говорят, как выполнить ту или иную задачу. Они служат коучами: направляют и поддерживают, а работники сами ставят себе цели и ищут способы их достижения.
В Adobe отказались от рейтингов, поддерживают постоянное обучение и не наказывают за ошибки. И конечно, сотрудникам предоставляют множество бонусов: новички получают welcome-бокс, заработанные внутренние баллы можно тратить на авиамили, время на парковке или внешние курсы и мастер-классы.
Как перенять полезное от Adobe: отказаться от микроконтроля и расширить свободу действий сотрудников, снабдив их ответственностью за результат.
Росатом: прививаем жажду непрерывных улучшений
Государственный холдинг по атомной энергии.
На производстве тоже не обойтись без корпоративной культуры, чтобы сформировать у каждого сотрудника потребность в непрерывных улучшениях. Принципы компании: внедрять бережливое производство, снижать расходы без потерь качества продукции и свести к нулю травматизм.
Мотивируют работников постоянными обучениями за счет компании, прозрачностью карьерного роста (на платформе для мобильного обучения каждый может посмотреть, чего он еще не умеет, чтобы расти дальше) и мероприятиями различных форматов (хакатоны, мастер-классы, походы и ряд других).
С заботой о молодежи дивизион корпорации пришел к нам за ценным мерчем для своих сотрудников. Получились яркие толстовки и наборы патчей со смыслом. Их вместе с другими сувенирами сотрудники могут приобрести в корпоративном магазине за внутреннюю валюту.
Как перенять полезное от Росатом: искать возможности уменьшить затраты, сохраняя качество, вовлекать молодежь в решение бизнес-задач.
Zappos: главное – польза
Сетевая обувная компания.
Но важны для компании не обувь, а клиенты. Точнее – быть полезными для покупателей и удивлять их.
Основатель и владелец Тони Шей создал атмосферу свободы и творчества. При подборе сотрудников проверяют совместимость: претенденту должны быть близки ценности компании, главная из которых – желание быть полезным.
Независимо от должности, на которую идет человек, все, от уборщицы до топ-менеджеров, проходят 4-недельное внутреннее обучение. А после него еще две недели работают в колл-центре. На этапе обучения каждому соискателю предлагают 2000 долларов, чтобы человек тут же покинул компанию. Так отсеивают тех, кто больше заинтересован в деньгах вместо интересной работы.
Как перенять полезное от Zappos: выкинуть все скрипты и сместить фокус внимания сотрудников – важно удивить и принести пользу клиенту.
Amazon: развивайся или убирайся
Крупнейший мировой представитель e-commerce.
В компании ценят предприимчивость (поддерживают проекты и инициативы) и стараются сохранять образ мышления как у стартапа. Ради результата могут применяться жесткий менеджмент. Высочайшая клиентоориентированность здесь сочетается с экономностью. Например, на мебели – везде очень дешевая и старая. А еще в компании нет бесплатного питания для сотрудников.
Действует принцип «развивайся или убирайся». Есть внутренний мерч и система наград, главная из которых Door Desk Award – маленькая статуэтка в виде стола с дверью вместо рабочей поверхности. Символ экономности – так выглядело первое рабочее место основателя компании.
Для роста мотивации организуют внутренние встречи: раз в год для всех сотрудников компании и более камерные (подразделение, команда), но также вместе с основателем компании Джеффом Безосом. Налажено открытое взаимодействие между основателем и любым участником встреч.
Сотрудникам дарят акции компании, которые растут в цене. Доход ограничен: никто в компании (даже самый крутой топ-менеджер) не может получить более 185 000 $. Все остальное «выдают» акциями.
Как перенять полезное от Amazon: сохранять «свежесть» и оригинальность мышления, независимо от величины компании, развивать открытое взаимодействие между работниками и руководством.
Zoom: в фокусе – счастье
Платформа для аудио- и видеоконференций.
Корпоративная культура здесь строится на вопросе: «Что делает тебя счастливым?» В Zoom есть своя «Команда по счастью», в которую может войти любой сотрудник. Они придумывают и организуют мероприятия, поддерживают новичков и ищут то, что дает ощущение полного удовлетворения и радости коллегам.
В компании рады, когда на работу приходят близкие сотрудника. Ребенок видит, где и как трудится родитель, а коллеги знакомятся с теми, кто поддерживает и мотивирует товарища по команде.
Как перенять полезное от Zoom: предлагайте сотрудникам приводить родственников, поддерживайте и поощряйте команду активистов, чтобы развивать корпоративную культуру.
Яндекс: к сотрудникам бережно
IT-компания.
База корпоративной культуры – уважительное и бережное отношение к сотрудникам, открытость. Никто не копит негатив, а сразу говорит о том, что неприятно. Каждый может высказаться по любому вопросу. Это создает прекрасный климат в коллективе и помогает сразу решать конфликты.
Рабочее место в Яндексе можно обустроить так, как хочется и нравится за счет компании. Работники решают рабочие задачи, переключаясь на отдых и игры, ведь так продуктивнее. Они пользуются продуктами компании и дают обратную связь (сообщают об ошибках, делятся, что было бы классно добавить).
В качестве бонусов сотрудники могут обратиться к врачу, пойти в тренажерный зал, сыграть в настольные игры, поесть и выпить кофе в специальных местах. Поощряется инициативность, для работников организуются массовые и локальные мероприятия. Внутри компании много обучений, но поощряются и оплачиваются учебы и в других местах.
Как перенять полезное от Яндекс: отказаться от строго графика и микроменеджемента, передать работникам ответственность за результат, создать комфортные условия для деятельности и возможность открыто говорить обо всем.
Ozon: свобода и постоянный рост
Крупная e-commerce компания.
Главные ценности – свобода и непрерывное развитие. Каждый сотрудник в организации может реализовывать самые смелые идеи, нестандартно строить карьеру и самостоятельно ищет решения задач. Чтобы быть впереди, нужно быстро-быстро бежать. И компания постоянно ставит перед работниками множество задач, которые нужно решать здесь и сейчас. Такой подход помогает реализовывать масштабные проекты в краткие сроки. Важно и непрерывное обучение, которое организовано прямо в компании.
Внутри команды царит поддержка и уважение, новичков «подхватывают» и помогают адаптироваться. Если образовались неожиданные трудности – ищут решение вместе. Каждый может прийти за советом к любому другому сотруднику. Инициативы поддерживают.
Компания набирает целеустремленных, стрессоустойчивых работников, которые лояльны к продукту и им нравится много работать. Взамен каждый участник команды становится частью мирового бизнеса с миллиардной прибылью и улучшает жизни людей. А ещё может воспользоваться корпоративными выгодами и спецпредложениями у партнеров компании.
В Ozon оригинально подошли к созданию мерча – одежда со стикерами превратилась в командную игру и важную часть общения между коллегами. Ежегодно каждому сотруднику достается 5 рандомных стикеров из большого набора. А дальше самое интересное – оставить себе те, что нравятся, а остальными обменяться с коллегами. Стикеров так много, что собрать все одному человеку невозможно, но благодаря обмену у каждого свой уникальный набор.
Как перенять полезное от Ozon: искать людей, которым близки ваши ценности, ставить сотрудникам сложные и интересные задачи, поддерживать их инициативы и использовать возможности мерча для налаживания общения внутри команды.
Тинькофф: демократия и страна удаленщиков
Финансовая экосистема, которая базируется на IT-решениях.
В компании отсутствует жесткая вертикаль, и царит демократия. Как говорил сам основатель Олег Тиньков в одной из своих книг: «Нет интриг и чинопочитания. Есть свобода и ответственность».
Набирают молодых и неопытных сотрудников. Проводят полное обучение всему. Большая часть команды работает на удаленке. У них гибкий график и гора дополнительных бонусов. Можно косячить. Правда всего дважды, а затем попрощаться.
Для повышения лояльности сотрудников компания внедрила программу «Well-being программа Tinkoff Life»: корпоративный спорт, бесплатное питание, обучение, лайфкоучинг, встречи с экспертами, клубы по интересам и т.д.
Как перенять полезное от Тинькофф: открытость и доступность руководства для работников повышают доверие, а свобода в сочетании с ответственностью мотивирует искать неординарные решения.
ВсеИнструменты.ру: клиент, команда, эффективность
Онлайн-компания, которая продает товары для дома и строительства. Один из лидеров российского DIY(Do It Yourself)-рынка.
Ключевые ценности: клиент, команда и эффективность. Ребята прислушались к мнению сотрудников о том, что важно, и постоянно совершенствуются в четырех направлениях: подбирают сильных лидеров и руководителей, дают сотрудникам возможность постоянно развиваться, организуют мероприятия и активности, повышают замотивированность команды.
Мерч в компании стал важным элементом корпоративной культуры. Его можно получить как награду или подарок. А ещё внутри корпоративного портала есть свой магазин, где каждый сотрудник за внутреннюю валюту может его приобрести. Люди сами подбирают то, что им нравится. В топе всегда худи со стикерами – их раскупают быстрее всех.
Как перенять полезное от ВсеИнструменты.ру: интересоваться тем, что сотрудники считают важным в компании и для продуктивной работы.
В заключение
Кадровый голод растет, и вместе с ним повышается значимость корпоративной культуры. Одной зарплаты становится мало, чтобы работники сохраняли верность компании. Деньги – хороший стимулятор, но всегда найдутся те, кто предложат больше, чтобы заполучить себе ценный кадр.
Поэтому помимо денежной мотивации приходится использовать и другие виды. Мерч помогает передать ценности, поддерживает командный дух и показывает принадлежность. Людям важно чувствовать, что они являются частью чего-то важного.
Что почитать о нематериальной мотивации:
4 недели обучения для уборщицы в обувной компании-мощно😅 не знаю, стоит ли оно того?
А вообще после ваших статей как будто мир другой открывается, где ценят сотрудников👍🏻👍🏻👍🏻
Ага,и еще 2 недели сверху в кол центре 😁там уборщица уровень лвл 200 ахах
а для вас убирающий персонал что не имеет право на обучение?
После обучения наверно уборщица может подменить и продавца в зале)
спасибо за такую оценку статей, приятно
Меня тоже удивило про уборщицу, может за время обучения она решит претендовать на другую должность)
Когда читаю статьи, где говорят о компаниях, в которых ценно мнение рядового сотрудника и важно именно удержать опытного специалиста прям радуюсь. Мне обычно попадается что-то противоположное((
Так действительно бывает?))
Там где нас нет 😂
Я пока тоже не встречала 😔