Веб-аналитика помогает определить, эффективно ли работает сайт и какие источники трафика приносят больше конверсий. Расскажем, с помощью каких инструментов ее можно отслеживать начинающим предпринимателям и владельцам стартапов и на какие метрики обратить внимание.Веб-аналитика — мониторинг данных о поведении пользователей на сайтах и в мобильных приложениях. Ей нужно, чтобы выявить недостатки и улучшить пользовательский опыт, повысить конверсию и увеличить доход компании. Ведь для масштабирования бизнеса важно не просто продавать товары, а решающее значение имеют самые эффективные инструменты. Веб-аналитика как раз показывает, стоит инвестировать — в SEO, куда тарегтированную рекламу или соцсети.Она помогает распознавать на сайте «слабые» места:страницы, по которым не кликают пользователи;неэффективные тексты, после которых пользователь уходит с сайта;незаметные или, наоборот, слишком броские элементы, которые стоит убрать.Исправив эти недостатки, вы улучшите опыт клиентов при знакомстве с сайтом — а значит, увеличите посещаемость сайта, понятность пользователей, конверсию и продажи.Виды веб-аналитикиВыделяют два основных вида аналитики: стандартную и сквозную.Стандартная, или классическая, аналитика ориентирована только на сайт. Этот вид дает общее представление о том, что происходит на конкретной странице, например, как вел себя пользователь перед темой, как завершилась конверсия.К основным инструментам веб-аналитики относятся Google Analytics, «Яндекс Метрику» и другие подобные сервисы. С их помощью можно отслеживать количество посещений, время, проведенное на странице, показатель отказов, коэффициент конверсии.Этот вид веб-аналитики можно использовать для любых сайтов.Сквозная (комплексная) аналитика дает возможность изучить весь путь пользователя от первого касания до покупки.С помощью комплексной аналитики можно собрать полную информацию о работе сайта и в конечном трафике. Это позволяет решить множество проблем — от плохой посещаемости до низких позиций в поисковой выдаче.Такая веб-аналитика подходит для коммерческих сайтов с рядом маркетинговых методов. Например, если магазин размещает наружную рекламу и хочет отслеживать количество заявок с баннерами. Сквозная аналитика предоставляет более полное представление о поведении пользователей и помогает принимать обоснованные маркетинговые решения. Например:Салон красоты использует «Яндекс Метрику» для идентификации трафика на сайте.После того как предприниматель с CRM-системой считает, что большая часть заказов поступает из социальных сетей — значит, можно запустить дополнительную рекламную кампанию или запланировать сотрудничество с популярными блогерами.Какие метрики можно отслеживать с помощью веб-аналитикиВот несколько показателей, которые важно анализировать любой коммерческий проект.Источники трафикаИсточники — это ресурсы, из которых приходят посетители. Ими могут быть поисковые системы, социальные сети, ссылки с рекомендациями переходами, email-рассылки и даже QR-коды.Почему важно отслеживать этот показатель: он позволяет сделать выводы о том, какие методы продвижения приводят больше всего новых посетителей и потенциальных клиентов, а также какие источники приносят прибыль. На них и следует выделять больше ресурсов.Предпочтения аудиторииВозраст, пол, географическое положение и даже долгосрочные интересы — эта метрика позволит определить, какая группа пользователей чаще посещает сайт, больше покупает, и с каких устройств они это делают. Например, владелец интернет-магазина одежды планирует открыть первый торговый павильон, но не знает, в каком районе города или даже в каком городе это сделать. В «Яндекс Метрике» можно определить, жители каких районов чаще становятся клиентами и в каких сферах они работают, покупают обычно с телефона или с компьютера. Это позволит персонализировать рекламные предложения и адаптировать верстку сайта. Почему важно отслеживать этот показатель: чтобы лучше узнать целевую аудиторию и определить, какие сегменты пользователей чаще становятся клиентами компании. Знание предпочтений поможет разработать более эффективные маркетинговые стратегии, создать персонализированные предложения и улучшить ассортимент товаров.Поведение пользователейПоведение пользователей показывает, как люди взаимодействуют с вашим сайтом или приложением. В частности:какие страницы входа и выхода являются самыми популярными для начала и окончания сессий;как долго пользователи находятся на определенных страницах, какой контент им наиболее интересен;как пользователи перемещаются по сайту или приложению, с каких страниц чаще всего переходят в корзину и оформляют покупку;какие элементы на сайте или в приложении вызывают наибольшее внимание и интерес.Почему важно отслеживать этот показатель: чтобы улучшить юзабилити сайта, разместить наиболее важные элементы в удобных местах и создать контент, который максимально соответствует ожиданиям аудитории.Время пребывания на сайтеСреднее время, которое посетители проводят на вашем сайте. Этот показатель позволяет оценить качество контента и удобство интерфейса. Время пребывания до 3 секунд считается отказом. Длительное пребывание на сайте говорит, что посетителям интересно и удобно на нем находиться. Если среднее время пребывания составляет менее минуты, возможно, стоит обновить дизайн или пересмотреть контент на сайте, так как он не привлекает аудиторию. Почему важно отслеживать этот показатель: он помогает понять, насколько интересен и полезен контент посетителям, удобен ли интерфейс сайта.Глубина просмотраСреднее количество страниц, просмотренных одним посетителем за одно посещение. Высокая глубина просмотра означает, что пользователи активно исследуют сайт и находят много полезного для себя контента.Почему важно отслеживать этот показатель: он помогает оценить, насколько глубоко пользователи погружаются в содержание сайта и как много страниц просматривают.Конверсии и целевые действияКонверсия — это соотношение посетителей сайта и покупателей. А целевые действия — любые значимые действия, например, заполнение формы или пребывание на сайте более 3 минут. Конверсии отслеживают с помощью форм на сайте, а целевые действия — с помощью счетчиков «Яндекс Метрики» и Google Analytics.Почему важно отслеживать этот показатель: с помощью целевых действий можно отследить путь клиента на сайте, а также выявить закономерности — посещение каких страниц и какие действия чаще приводят к покупке.Сервисы для отслеживания аналитики сайта3 самых популярных бесплатных инструмента для отслеживания веб-аналитики.«Яндекс Метрика»Один из самых популярных инструментов в русскоязычном интернете, подходящий как для новичков, так и для опытных пользователей. Чтобы начать собирать данные, нужно добавить специальный счетчик и установить его код на сайт.После подключения вы сможете отследить источники трафика, проанализировать поведение пользователей, изучить популярные поисковые запросы, отследить переходы по UTM-меткам и создавать практически любые отчеты.Google AnalyticsGoogle Analytics — еще один бесплатный инструмент. Для работы нужно также установить специальный код на сайт. С помощью этого счетчика можно собрать данные о:источниках трафика,самых посещаемых страницах,геолокации посетителей,данных пользователей (пол, возраст),устройствах входа,браузерах,источниках перехода.MatomoMatomo Analytics — бесплатный плагин WordPress, с помощью которого можно проанализировать данные сайта. После установки Matomo Analytics можно проанализировать электронную торговлю, отследить результаты рекламных кампаний, просмотреть полный путь, который клиент проделал по воронке продаж. Как отслеживать аналитику предпринимателю: чек-листОпределите цели. Так будет легче выбрать конкретные метрики для отслеживания. Например, если цель — увеличить количество подписчиков на рассылку, стоит сосредоточиться на отслеживании количества подписок и отписок, на эффективности и дизайне формы. Если цель — увеличить продажи, важно следить за показателями конверсии и коэффициентом отказов, изучать целевую аудиториюОпределите набор инструментов. Оптимальные инструменты для российских пользователей — Яндекс Метрика, Google Analytics и платные системы сквозной аналитики.Установите код отслеживания. Чтобы начать сбор данных, необходимо установить счетчик на сайте или мобильном приложении. Он позволит собирать необходимые данные о пользователях.Соберите первые данные. Например, количество посещений сайта, время, проведенное на странице, показатель отказов, коэффициент конверсии.Сформулируйте гипотезы. Допустим, вы заметили, что процент брошенных корзин увеличился — возможно, оформление заказа отнимает у пользователей много времени и нужно сократить путь клиента. Если мало подписок на рассылку — попробуйте разместить форму в более заметном месте или изменить дизайн.Оцените результат изменений. Спустя месяц или несколько месяцев в зависимости от посещаемости сайта проанализируйте метрики вновь и оцените результат. Если изменения положительные — эксперимент прошел успешно. Если нет — необходимо тестировать новые гипотезы.Читайте еще:• Интернет-эквайринг: как влияет на прибыль интернет-магазина и что учесть до подключения• Как предпринимателю продвигать сайт самостоятельно• Что такое облачные сервисы и какие задачи они помогают решать бизнесу• Как предпринимателю оценить потенциал трафика интернет-магазина• Как подготовить сайт к сезону распродаж: чек-лист