5 способов продвижения для бюро переводов, или как выйти на объем переводов 10 миллионов слов в год
Всем привет, меня зовут Александр, в 2015 году я основал агентство языковых переводов с ориентацией только на b2b, а в 2021 году запустили студию локализации видео игр. Сейчас мы переводим около 10 млн. слов в год и за это время мы с командой успели попробовать много способов продвижения, чтобы прийти к самым действенным.
Среди наших клиентов были и продолжают быть: ABBYY, Pirelli, BORK, Prada, Kitfort и еще 150+ постоянных клиентов среди российских и международных компаний.
Тестирование разных каналов привлечения клиентов — важное условие для существования бизнеса. В этой публикации я подробно расскажу о методах продвижения, которые помогли привлечь новых клиентов для агентства переводов. Здесь не будет практических инструкций, лишь наш опыт использования разных инструментов.
Также обсудим, каких стратегий лучше избегать и почему они не сработали. Надеюсь, эта статья поможет сэкономить вам бюджет, если вы собираетесь продвигать компанию из подобной направленности.
Холодные звонки: плюсы и минусы
Изначально стартовый капитал агентства был около 400 тыс. рублей, а сам формат работы исключительно онлайн. Поэтому самым оптимальным решением на то время стали холодные звонки. Чтобы получить первых клиентов, я решил самостоятельно обзванивать компании, предлагать свои услуги, а также нарабатывать скрипт продаж.
Ниша переводов относится к алому океану, сверхконкурентна, поэтому быстрых результатов звонки не дали — первые клиенты и соответственно заказы появились где-то через квартал, и постепенно этот канал начал работать, кто-то откликался на выполнение бесплатного тестового перевода, т.к. не устраивало качество текущего подрядчика, кому-то было интересно сравнить цены и получалось уводить клиентов от менее расторопных коллег по отрасли:)
За первый год у нас появилось около 15 постоянных корпоративных клиентов. Со многими заказчиками мы работаем до сих пор.
Этот способ оказался действительно рабочим. Холодные звонки дали возможность напрямую пообщаться с потенциальными клиентами и быстро получить от них обратную связь, узнать их боли и предложить решение.
Главное преимущество: можно быстро установить контакт. Мы узнаем потребность в переводах, а если её нет в моменте, то просто даем о себе знать. И если компании необходим перевод, они вспоминают о нас и обращаются спустя некоторое время.
Главные минусы этого канала — исчерпание баз для обзвона и выгорание менеджеров.
Опыт делегирования:
После успешного тестирования канала, я решил обзвон делегировать и стал тестировать колл-центры, предполагая, что они дадут охват. Протестировав порядка 5 таких компаний, пришел к разочарованию, т.к. такие компании не погружаются глубоко в продукт и в отрасль, что очень важно в перегретой нише и при сложной услуге, и соответственно конверсия их была ничтожно мала.
После тестирования колл-центров пришел к решению найма менеджера в штат, которого можно напрямую обучать, мотивировать и контролировать. После ряда собеседований, испытательных сроков, я нашел качественного специалиста неожиданного для самого себя на Юду.
С девушкой мы быстро нашли общий язык, она сразу показала себя максимально ответственной и заинтересованной в удаленной стабильной работе. Плюс была изначально договоренность, что она будет работать с 10 до 16.00, чтобы у нее оставалось время на другие личные занятия, что позволило ей долгое время не выгореть.
Результаты:
- 2019 год: 27 тестовых переводов и 15 новых клиентов.
- 2020 год: 49 тестовых переводов и 25 новых клиентов.
- 2021 год: 67 тестовых переводов и 30 новых клиента.
- 2022 год: 25 тестовых переводов и 10 новых клиентов и пауза на данном канале. В 2024 году снова вернулись к активным холодным звонкам.
Цепочка работы настроенная впоследствии по этому каналу:
- Телемаркетолог - верхнее звено: задача много звонить, выявлять потребность и выходить на ЛПР.
- Квалифицированного клиента телемаркетолог переводил на менеджера по продажам (сначала это был только я, далее взял в штат еще двоих МОПов), задача которого вывести на тестовый перевод, расчет заявки и реальный заказ.
Важно понимать в холодных звонках и донести до команды, которая будет транслировать это потенциальным клиентам, что мы не просто звоним ради звонка, а хотим реально узнать их боли и помочь найти решение, а также что мы очень ценим свое и время клиентов, тогда конверсия звонков и результаты будут еще выше.
Конференции — источник качественных лидов.
Конференции для большинства B2B компаний — необходимость. Они помогают наладить необходимые бизнес-контакты, и главное, являются местом, где собирается целевая аудитория. Однако если подходить к таким мероприятиям без четкого плана, то и они могут оказаться бесполезными.
Практически каждый месяц мы получаем несколько лидов, благодаря конференциям. В основном мы принимаем участие в геймдев и около IT конференциях (например:Tech Week, мероприятия от фонда ФРИИ и др.), где собираются компании, которые планируют выводить свой продукт на новые рынки. В этом году начали посещать международные выставки разной тематики, которые проходят в ЭКСПО Центре и Крокусе.
Из плюсов:
- Возможность быстрого выхода на ЛПР, т.к. часто на выставках и конференциях присутствуют необходимые нам сотрудники: маркетологи, BDM, Проджект менеджеры, СЕО компаний и др.
- Онлайн участие во многих конференциях — экономный и эффективный вариант участия, который вышел на пик в ковид, т.к. все конференции, проводимые в это сложное время разработали, улучшили и внедрили онлайн приложения, которые и сейчас позволяют участвовать в конференциях, например которая проходит где-нибудь в Японии:)
Через приложения наша главная цель вывести на онлайн встречу, которая служит мостиком к сотрудничеству.
Из минусов этого метода можно отметить:
- Высокие цены на участие в некоторых конференциях. Плюс перелеты и проживание. Но, как правило, они себя окупают.
- Трудозатратно. Требуется тщательно отобрать подходящие конференции и обработать списки участников для того, чтобы пообщаться в первую очередь с ними.
SEO-статьи: привлечение клиентов через контент
Сайт и даже несколько сайтов у нас были с самого начала, но продвижением мы не занимались никогда и только в 2023 году, я решил — пора:)
Еще раз напомню, что ниша у нас перегретая и в интернете, как мне позже рассказал опытный сеошник, который помогал нам оптимизировать сайт, творится что-то страшное в нашей отрасли (скликивания, боты и т.п.).
Заплатив порядка 150 тыс за три месяца оптимизации, настройки cms и улучшений имеющихся страниц, мы ушли от дорогого (для нас) сеошника к дешевому за 15 тыс в месяц, который продолжает помогать и давать рекомендации. Данного специалиста я нашел уже на Профи.
Также было принято решение наполнять сайт контентом, создать в нём раздел “блог” и загружать туда статьи, полезные для наших целевых клиентов. Для этого провели исследование запросов потенциальных клиентов, собрали семантику и проанализировали сайты конкурентов. Таким образом, через некоторое время нам удалось подняться в топ по низкочастотному запросу “локализация”, что начало приводить нам лиды.
Также мы подключили внештатного копирайтера, который помогает оперативно готовить для нас контент, тз ему формирует штатный маркетолог. Так получилось продвинуться и по другим запросам: “перевести контент для маркетинга”, “услуги машинного перевода”, “перевод сайта для бизнеса”, “юридический перевод” и другим.
Для наполнения сайта SEO-публикациями важны системность и терпение. Не ждите быстрого результата через пару недель. Важно спланировать выход всех статей, подобрать темы, наиболее интересные вашей аудитории и публиковать на сайте, не забывая про базовые вещи: релевантные заголовки и описания, ALT и title у картинок, ссылки и т.д.
Статистика за 2023 год:
И статистика за этот же период 2024 года:
Растут все показатели:)
Email-рассылки: важность сегментации.
Канал, который открыли для себя в 2023 году и были приятно удивлены. Практически после каждой рассылки мы имеем 2-3 запроса, что для нас очень хорошо.
Важно: покупка баз — нехорошая затея, которая может не дать результатов и подвергнуть компанию риску (УК).
За долгое время работы у нас накопилась база email-адресов клиентов/потенциальных клиентов (более 6 тыс компаний), с которой мы решили работать. Сначала запускали общие рассылки с важной информацией, скидками и специальными предложениями. Но делали не совсем верно, поскольку в базе были разные клиенты: медицина, химия, техника, юриспруденция и т.д.
Поэтому было решено разбить базу на сегменты, а также на постоянных, тех, кто “отвалился” по разным причинам, которые к нам стучались в разные годы, которым мы звонили и общались. И начали делать под них персональную рассылку, закрывая потребности компаний. Более точечная проработка помогла повысить Open Rate и CTR.
Что помогает улучшать рассылку и ее показатели: персонализация, A/B тестирование (имеет смысл для крупных баз), очистка от неактивных подписчиков, тщательный сбор базы, больше пользы и меньше услуг “в лоб”, перед загрузкой новой базы использование валидатора, чтобы отсеять все ненужное.
Рекомендуем сервис, который используем - Даша мейл (без рекламы).
Сарафанное радио: как клиенты помогают развивать бизнес
Одним из эффективных инструментов продвижения стало сарафанное радио. Клиенты, которые остались довольны услугами, начали рекомендовать нас своим коллегам и партнёрам. Почему это работает? Почти все доверяют личным рекомендациям. Поэтому по сарафанке часто приходят максимально целевые компании с четким запросом.
Как улучшить сарафанку?
Это такой способ, на который сложно повлиять напрямую, но можно сделать так, чтобы всё работало на вас. Главное: поддерживать хорошую репутацию и качественно выполнять заказы.
Ещё несколько способов:
- Рекомендации или “приведи друга”. Ещё один из способов привлечения. Иногда можно предложить клиенту скидку на услугу, если он приведет нового, также напоминаем об этом в рассылках.
- Поддержка связи с клиентами, даже с бывшими. Лучше всегда напоминать о себе (без излишеств), делать новые выгодные предложения и стимулировать заказчиков на рекомендации. Стараемся держать дверь “открытой” для всех, или почти всех:)
- Визитки (иные напоминания о себе). Иногда они могут быть полезны. Потенциальный клиент может вспомнить о вашей визитке в нужное время или поделиться ею с представителем другого бизнеса.
Также мы используем кросс-сейл продажи как новым, так и постоянным клиентам. Это отлично работает для сарафана: в результате к нам приходят не только за переводом, но и за другими сопутствующими услугами:
- Копирайтинг на русском и иностранных языках;
- Озвучка на русском и иностранных языках;
- Верстка, дизайн для веб и печати.
Контекстная реклама.
В названии публикации сказано про пять способов, но это шестой. И от него отказались. Мы несколько раз пробовали перезапускать конкретную рекламу через подрядчиков, но, к сожалению, это не дало нам ожидаемого результата.
Да, контекст работал и был окупаемым для нас с 2016 по 2018 год, далее этот канал стал “выдавливаться” другими более рентабельными + уход одного поисковика и монополия другого добавили жары:)
Во время нашего последнего эксперимента в 2023 году из-за всей ситуации, заказных скликиваний и ботов, мы спустили в одно место порядка 100 тыс и получили порядка 10 запросов на 25 тыс.
В продвижении бюро переводов не существует одного идеального метода. Успех зависит от постоянного тестирования различных каналов и расширения более успешных, как впрочем и в любом бизнесе. Также стоит руководствоваться правилом “не трогай то, что хорошо работает”, чтобы случайно не сломать систему, которая приносит вам новых клиентов.
Итого: в нашем опыте лучше всего себя зарекомендовали холодные звонки, рассылки, конференции, контентное продвижение сайта и сарафанное радио.