Продавец обуви 🏃🏻 ♂️
🏃🏻♂Фил Найт мечтал стать известным спортсменом, и, когда его выгнали из бейсбольной команды, он решил заняться бегом.
Найту очень нравились японские кроссовки «Тайгер» (тогда их делала компания Onitsuka, сейчас она называется Asics). Он верил, что они произведут революцию на рынке обуви в США.
Тогда Фил взял у отца в долг 50 долларов с решимостью открыть свою компанию и поехал на встречу с руководителем компании, производившей любимую модель кроссовок.
На тот момент в США почти весь сегмент спортивной обуви захватил Adidas, но цены были высокими. Тогда Найт предложил снизить цену на кроссовки, что очень понравилось японцам.
🤝Важно добавить, что новоиспеченный предприниматель не занимался развитием своего бренда в одиночку. Первую партию кроссовок Найт показал своему тренеру по бегу - Биллу Бауэрману, в надежде, что тот купит у него обувь для своей команды. В итоге, Биллу понравились не только кроссовки, но и сама идея бизнеса, так что он быстро вошел в долю.
🏅Чуть позже Найт, получив инвестицию от Бауэрмана, заказал еще 300 пар кроссовок и начал предлагать их в спортивным магазинам, но неудачно. Тогда он стал предлагать обувь тренерам на соревнованиях, что немного помогло увеличить продажи, но с рекламой у компании всё было плохо, потому что ее почти и не было, а в то время на маркетологов еще не учили. Как назло, в 1968 году на олимпийских играх лидирующие конкуренты, Адидас и Пума, переманивали к себе спортсменов, выплачивая им приличные суммы, но у Найта таких денег не было. Дело не шло.
К тому же, пришлось разорвать отношения с японскими коллегами и перенести производство в Мексику. Теперь бренд должен был развиваться и искать свой путь самостоятельно.👟
Для бренда нужен логотип, который мог бы стать символом их нового бренда. Найт привлек для этой задачи студентку Кэролин Дэвидсон, с которой познакомился в в Портлендском университете.
✔Кэролин разработала логотип в 1971 году. Она создала несколько концепций, но в конечном итоге остановилась на простом дизайне, который стал известен как "Swoosh" (галочка). Этот символ олицетворяет движение, скорость и динамику — качества, которые ассоциируются со спортом и активным образом жизни.
С того же года Nike, стал развиваться самостоятельно, без вмешательства японских коллег, расти и формировать новую культуру сначала в США, а потом уже и во всем мире.
Каждый раз, когда я публикую историю бизнеса крупных компаний, я думаю о том, чего же там больше? Упорства, слепой веры, разумного подхода или удачи? Кажется, всего понемногу)
Есть большая книга о пути становления бренда Nike, называется она "Продавец обуви" Следующая в моем списке на прочтение.
Больше интересных историй о бизнесе у меня в Telegram.