Бизнес-нетворкинг на оффлайновых мероприятиях: как и почему
Однажды молодому перспективному сотруднику, на которого у руководства были большие планы, в конце рабочего дня начальник передал поручение генерального: «Завтра едешь на выставку, там в одном из павильонов будет презентация компании-интегратора, где будут присутствовать представители нашего будущего крупного клиента, отличное мероприятие для нетворкинга. Во время неофициальной части подойдёшь и познакомишься, а в следующем месяце повезёшь им опытные образцы, будешь с нашей стороны принимать участие в испытаниях». И от себя добавил: «Если будут бутерброды с икрой, захвати парочку в офис, везунчик». И прислал электронный буклет со списком из 56 компаний-участников.
Парень попытался уточнить хотя бы название компании-клиента, но после работы ни один из руководителей на его сообщения не ответил.
На следующее утро он припарковался у выставочного комплекса. Пока нашёл нужный зал, часть презентации уже прошла. В зале все были в костюмах и при галстуках, только он один – в своём обычном свитере. Застеснявшись, он пробрался в задние ряды, но как только устроился в кресле, начали одолевать коллеги с работы: какие-то данные в сводной таблице не сводились, пришлось идти к машине за ноутбуком, а потом крадучись возвращаться в тёмный зал, где в этот момент демонстрировалось видео, заново делать выборку и разбираться, где в таблице была ошибка. Тем временем презентация закончилась, всех участников пригласили на фуршет, но нашему герою пришлось ещё несколько раз выйти в коридор, чтобы по телефону дать пояснения по злополучной таблице. Когда он наконец вернулся в зал, мероприятие уже заканчивалось, а из закусок остались только сэндвичи с сыром. Парень снова написал генеральному, но тот сообщил, что занят на совещании.
Лишь к четырём часам дня наш молодой и перспективный добрался до офиса, задёрганный и голодный, так и не вычислив, кто из участников представлял компанию клиента. И на входе в офис столкнулся с генеральным, который с ходу поинтересовался, как прошло знакомство…
Любой бизнес существует не в безвоздушном пространстве: он опирается на множество сложных связей – с поставщиками, контрагентами, партнёрами, финансовыми организациями, страховщиками, представителями властей и регулирующих органов и, конечно же, со своими собственными клиентами. И все эти связи замыкаются на конкретных людях – топ-менеджерах и менеджерах среднего звена, которые эти самые связи завязывают, развивают и используют в работе.
Во многом успех деятельности компании зависит от качества и уровня подобных связей. Поэтому мир бизнеса придумал множество различных форматов мероприятий, нацеленных на то, чтобы связи между своими сотрудниками и внешней средой завязывать, поддерживать и укреплять.
И хотя мы живём в эпоху интернета и электронных коммуникаций, одним из главных инструментов работы со связями (или, как сейчас принято говорить, нетворкинга) является организация и посещение оффлайновых мероприятий.
Бизнес-завтрак и с чем его едят: особенности делового общения
Бизнес-завтрак – это деловое мероприятие узкого формата, предполагающее присутствие от 10 до 30 человек, которое проводится в первой половине дня. Продолжительность бизнес-завтрака в среднем 1,5–2 часа. Особенность этого формата в том, что все люди находятся в поле зрения друг друга, каждый имеет право голоса и возможность заговорить с кем угодно из остальных участников, создавая условия для нетворкинга. При этом тет-а-тет можно пообщаться только перед началом мероприятия: после окончания обычно все довольно быстро разъезжаются. Если среди участников или объявленных организатором спикеров есть те, с кем вы хотите познакомиться и пообщаться отдельно, стоит приехать заранее.
У бизнес-завтрака всегда есть объявленная тема и один или несколько спикеров, которые являются в ней экспертами. Список участников (или хотя бы список названий компаний), которые приглашены или подтвердили своё участие, тоже обычно известен заранее.
Для подготовки к встречам рекомендую всегда следовать этому чек-листу.
✔ Ознакомьтесь с темой встречи.
✔ Изучите информацию об организациях и людях, которые будут присутствовать на встрече. Выделите имена и должности тех людей, общение с которыми принесло бы пользу вам или вашей компании.
✔ Сформулируйте свои цели на это мероприятие. Чем конкретнее сформулирована цель, тем больше шансов, что вы получите хорошую отдачу от своего участия.
✔ Составьте список вопросов и тем для обсуждения в соответствии с вашим выбором.
✔ Подготовьте краткую самопрезентацию и презентацию своей компании, сфокусировавшись на тех вопросах, которые вы хотели бы обсудить с выбранными вами людьми.
✔ Предупредите коллег о том, что будете заняты во время мероприятия, чтобы они не беспокоили вас срочными звонками и вопросами.
✔ Узнайте правила дресс-кода и подготовьте соответствующую одежду.
✔ Приготовьте бумажные и электронные визитки.
Ваша цель на этом мероприятии может выглядеть так:
- познакомиться с организаторами для дальнейшего сотрудничества;
познакомиться с партнерами мероприятия - управляющим принимающей площадкой, менеджментом ресторана или кейтеринга, обеспечивающего сам завтрак, представителями информационных спонсоров мероприятия;
- собрать не менее 10 визиток;
- сделать фото со спикером;
- организовать не менее 5 follow-up встреч по итогам мероприятия.
Целей может быть несколько, они могут быть практичными и приземлёнными (тактическими), а могут ставиться с учётом перспективы (стратегические цели). Пример практической цели: ознакомить не менее пяти участников мероприятия с услугами своей компании и её конкурентными преимуществами. Пример стратегической цели: заинтересовать одного из спикеров возможностью стать амбассадором вашего бренда на публичных мероприятиях, выяснить требования и условия.
Деловое общение: встречают по одёжке
Если в описании мероприятия не указан дресс-код, это не значит, что можно прийти в чём угодно. Исходите из здравого смысла и с оглядкой на помещение, в котором мероприятие будет проводиться.
Для мужчин:
✔ на любом мероприятии важно выглядеть опрятно и аккуратно;
✔ лучше всего выбирать нейтральные цвета и классические фасоны;
✔ элегантный деловой костюм – выбор по умолчанию для любого бизнес-мероприятия, он никогда не подведёт.
Для женщин:
✔ не стоит делать яркий, вызывающий, «клубный» макияж;
✔ длина юбки или платья — не выше колена;
✔ если вы решили надеть украшения, то они должны быть лаконичными и неброскими.
Конечно, бывают мероприятия, которые проводятся в неформальной обстановке, тогда и одежда ваша должна ей соответствовать.
Нетворкинг на отраслевых конференциях
Конференция — масштабное мероприятие, на котором присутствует до нескольких сотен человек. Обычно конференции посвящены определенным профессиональным темам, но могут иметь и общеэкономический характер. Они дают отличную возможность завести полезные знакомства в своей отрасли и позволяют найти потенциальных партнеров или клиентов.
На конференции вы можете проявить активность, заинтересовав спикера своими вопросами, которые должны отражать вашу компетентность, а также подойти к интересующим вас людям во время кофе-брейков и попытаться завязать разговор. И тот, и другой способ подразумевают, что вы умеете преодолеть стеснительность и не боитесь обратить на себя внимание, и этот навык тоже можно тренировать, как и любой другой.
Фуршет: свободное деловое общение
Фуршет — особый тип мероприятия, которым, как правило, завершается деловая часть или мероприятие целиком. Он предполагает отсутствие жёсткого регламента и свободный доступ к напиткам и закускам в зале, где можно свободно перемещаться, подходить к разным людям, знакомиться и обмениваться впечатлениями. Этот формат является едва ли не самым интересным и открывает массу возможностей для знакомств, поскольку большинство участников уже не испытывают нервного напряжения в связи с выступлением или выполнением своей программы.
Тем не менее даже в неформальной обстановке фуршета существуют неписаные правила этикета, которых следует строго придерживаться:
✔ избегайте фамильярности и панибратства;
✔ соблюдайте социальную дистанцию и уважайте чужие границы;
✔ не дотрагивайтесь до человека, не берите его под руку, если не убедились, что он сам идет на сближение;
✔ не вмешивайтесь в чужую беседу и не перебивайте собеседника;
✔ убедитесь, что у вас нет насморка, кашля или других симптомов болезненного состояния, которые могут оттолкнуть от вас других людей.
Если вы хотите оставить о себе положительное впечатление, не стоит забывать об этих базовых правилах поведения.
В движении по залу во время фуршета, которое может показаться броуновским, на самом деле есть определенная логика.
Ваша модель поведения на фуршете должна быть следующей
✔ не стойте на одном месте, перемещайтесь;
✔ старайтесь пообщаться с как можно большим количеством людей;
✔ не тратьте всё своё время на один контакт, лучше договориться продолжить общение после мероприятия;
✔ проявляйте интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы, старайтесь поменьше говорить о себе и своей компании;
✔ не стремитесь продать свой продукт или с ходу сделать деловое предложение, ваша главная задача — заинтересовать человека, чтобы продолжить общение с ним за рамками мероприятия;
✔ обязательно обменяйтесь визитками, контактами в телефоне или профилями в социальных сетях.
Презентации, церемонии и другие мероприятия
Существует множество бизнес-мероприятий самых разных форматов: тренинги, деловые игры, церемонии награждения различными премиями, праздничные собрания, чествования и так далее. На любом из них отлично сработают те общие принципы, которые мы с вами только что рассмотрели.
Помните: как и во всех остальных видах деятельности, в нетворкинге важно постоянно практиковаться – посещать больше мероприятий, контактировать с большим количеством людей, а также обязательно поддерживать и содержательно развивать свои контакты после завершения этих мероприятий.
И последнее по порядку, но не по значению: деловое общение, как и любое другое, может и должно приносить удовольствие. Если вы следуете тем правилам, о которых я рассказал, участие в официальных мероприятиях может послужить хорошим подспорьем в вашей карьере.
P.S. Если цель похода на мероприятие не сформулирована, не ходите туда. Иначе это будет просто потерянным временем
Больше интересных публикаций на тему карьерного роста и нетворкинга – в моём telegram-канале «Игра на повышение с Сергеем Черненко».
Кто вообще следует правилам? Это не носи, то не говори 🤦
Весь мир кричит о то что надо быть идентичным, а тут правила какие-то
согласна. в 100500-й раз читаю про то, что у женщины должно быть что-то "неброское". и при этом у всех ярких женщин (которые и запоминаются, и активны в нетворкинге) всегда есть что-то яркое, особенно в аксессуарах
Встречают по одежке - провожают по уму) прям в точку, главное выглядеть не глупым и быть тоже)
Сколько слов новомодных)
Тут конечно нужно понимать, что социальные навыки рождаются от опыта общение, как и все прочее, так что подобные мероприятия могут быть полезны.
У меня за годы прогулок по собесам появился собственный рецепт работы: с утра черный кофе без молока для бодрости, не ем, в сумку кидаю горький шоколад для поднятия уровня сахара. Ни с кем не обсуждаю вакансию, тщательно изучаю сайт компании и прорабатываю в голове, моделирую разные ситуации