Что, где и как покупают в Черную пятницу? Западные тренды и российские цифры. Спойлер: в ноябре потратят более 40млрд. долларов в e-com
Последняя пятница ноября традиционно известна распродажами. Они везде, в рознице, в ecom, где угодно. Участвует большинство, но результаты у всех разные. В этом году в России событие будет 29 ноября. В статье разбираемся с трендами и цифрами, ведь остался всего месяц.
- - - - -
Меня зовут Александр Подвальный, я совладелец и управляющий партнер LiteLab Аgency . Мы продвигаем бизнес на Авито. В своем телеграм канале пишем о новостях в мире e-com, делимся кейсами и факапами агенства и разбираем успешные бизнес-модели.
- - - - -
С чего все началось?
Есть 2 версии:
Первая - финансовый крах в Америке 24 сентября 1869 года. Правда это был чертверг. В этот день компания Jay Gould и James Fisk спекулировала с акциями на рынке золота, пытаясь поднять цены. Когда цены рухнули - случился дефолт. После этого в США появилось выражение «чёрный день».
Вторая - начало рождественского сезона продаж. Опять таки в Америке в 1960-х годах, что после Дня благодарения на следующий день число посетителей значительно растет, что порождает повышенный спрос на товары. В связи с этим, магазины решили делать скидки.
Чтобы описать толпу и трафик в магазинах, возникающие в этот день газета The Factory Management and Maintenance в 1961 году придумала термин «Чёрная пятница».
Прогнозы на праздничный сезон в США в 2024 году
Тут следует немного уточнить - прогнозы делают AdobeAnalytics и SaleForce, и в этих прогнозах учитывают не только “Черную пятницу”, но КиберНеделю и КиберПонедельник.
Ожидается, что в США с 1 ноября по 31 декабря будет потрачено 240,8 млрд долларов, что на 8,4% больше в годовом исчислении.Основной прогноз такой.
В США ожидают, что за КиберНеделю (со Дня благодарения до Киберпонедельника) в ecom будет потрачено 40,6 млрд долларов, что больше, чем 38,1 млрд долларов в 2023 году.
Теперь нюансы и тонкости.
Судя по тенденции последних лет больше покупают именно в Киберпонедельник. Прогноз на 2024 год - 13,2 млрд долларов, что сделает его крупнейшим днем онлайн-покупок в США.
Есть еще интересная цифра для ecom.
$18,5 млрд долларов будет потрачено с использованием платформ BNPL - сервисы с оплатой частями (у нас это “Частями”, “Долями” и так далее).
По прогнозу это на 11,4% больше, чем в предыдущем году. Adobe ожидает, доля таких покупок достигнет $9,5 млрд в течение ноября 2024 года, что сделает его самым крупным месяцем за всю историю. Киберпонедельник должен стать самым крупным днем BNPL за всю историю — $993 млн.
Цифры Черной пятницы в России
В 2023 году Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщила Известиям, что количество заказов у разных компаний интернет-торговли в «черную пятницу» выросло в 1,5–3 раза.
Звучит, если честно, крайне оптимистично и не слишком реалистично.
Вот, данные от «Платформы ОФД» - там говорят, что за 2023 год в ходе распродаж число покупок в РФ снизилось на 3%, а оборот вырос на 19%.
А вот вам цифра сколько готовы потратить в России в этот день. В 2024 году на распродаже в Чёрную пятницу россияне готовы потратить в среднем 20 500 рублей, следует из опроса сервиса SuperJob. Средний бюджет на покупки за год вырос на 17%.
Что чаще всего покупают?
В США ситуация такая - на скрине данные Adobe Analytics и Salesforce.
Рост в следующих категориях:
- 577% - смарт-часы;
- 484% - телевизоры;
- 376% - аудиооборудование;
- 23% - обувь;
- 21% - товаров для здоровья и красоты;
- 20% - ухода за кожей.
По электронике в целом - рост 152%. Это безумные цифры, но они имеют некое объяснение, об этом ниже когда будем разбирать как и зачем закупаются.
При этом в России по данным “Платформы ОФД” в 2023 чаще покупали электронику и бытовую технику: продажи выросли на 18%, оборот — на 30%. Однако в категории косметики и парфюмерии продажи в штуках снизились на 8%, оборот — на 13%.
В свою очередь в прошлом году представители Ozon рассказали, что средний чек продолжает показывать рост. За три дня «черной пятницы» с самыми глубокими скидками он на 30% выше по сравнению с 2022 годом.
«При этом в штучном выражении наибольшую динамику показали категории Fashion, Home и «Электроника», — утверждает представитель маркетплейса.
В целом, что в США, что в России в ТОПе одни и те же категории товаров.
Как и зачем закупаются в Черную пятницу?
В прошлом году компания Numerator опросила 5000 покупателей, чтобы узнать, что они покупали, где совершали покупки и что повлияло на их решения.
- 27% покупают в 5+ разных магазинах/сайтах и только 8% покупателей покупают в одном магазине.
- 45% покупателей планировали покупки в рамках Кибервыходных более чем за неделю
- 26% действуют спонтанно и совершают покупки накануне или в день мероприятия.
Из этого следует, что люди тщательно готовятся к этой распродаже. Скорее всего поэтому еще и проседают покупки в ноябре, ведь многие уже привыкли к ноябрьским скидкам.
Ну и вот этот слайд отражает суть “безумной закупки” в эти дни.
51% людей покупает подарки перед новогодними праздниками и Рождеством. Для себя покупает лишь одна треть опрошенных.
Где и как закупаются американцы?
По данным анализа Digital Commerce 360 трафик на Amazon.com в течении всей праздничной распродажи (по сути 5 дней) в прошлом году составил 26,5% от всех посещений 1000 сайтов крупнейших ритейлеров в США.
Второй на очереди Walmart. Представитель площадки не раскрывает данные по цифрам, но упомянул, что сайт провел два самых успешных дня продаж на Черную Пятницы и КиберПонедельник.
Ну и вишенка на торте - это как покупают.
Мобильные приложения позитивно сказываются на опыте покупок у потребителя, это очевидно из последних данных Adobe.
Доля мобильных покупок в эти дни в 2022 году - 55%, в 2023 году - 59%. Что будет в этом узнаем совсем скоро.
А где покупают россияне?
По данным Retail.ru в 2022 году на Wildberries продажи в сравнении с прошлым годом выросли вдвое. Акция длилась аж 10 дней, с 18 по 28 ноября. Напродавали на 106,4 млрд рублей. В 2023 году статистикой не делились.
На «Мегамаркете» в 2023 году Черная пятница длилась 6 дней. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот площадки вырос в восемь раз, количество заказов — в 3 раза, а показатель среднего чека — в 2,6 раза, сообщили «Известиям» в компании.
В МТС по сравнению с 2022 году продажи товаров увеличились более чем в два раза в деньгах, сообщил ее представитель.
В «М.Видео-Эльдорадо» уточнили, что в период проведения акции продажи компании демонстрировали «двузначную позитивную динамику относительно прошлого года».
Удалось побывать на первой конференции Авито - об этом писал целую статью. Вот так про подготовку к распродажам говорили там.
На Авито количество сделок за скидочные выходные увеличивается на 44%. И аж на 41% увеличивается оборачиваемость. Проводили опрос в своем телеграм - аудитория в это не верит. А вы?
Кстати, выложили в ТГ полный отчет DigitalCommerce - можете посмотреть все цифры и проанализировать самостоятельно.