Добро пожаловать в игру: как с помощью геймификации развивать бренд

«Что наша жизнь? Игра!» — Чайковский и Пушкин были правы на все 100. Мы начинаем познавать мир с помощью игр, и многих взрослых манит поиграть в увлекательные, полезные (а иногда и опасные!) игры. А все почему? Потому что игра — это другая реальность, где мы можем фантазировать, мечтать, почувствовать себя “быстрее, выше, сильнее” и добиваться успеха.

Было бы странным, если бы находчивые маркетологи на взяли на вооружение столь эффективный метод. И появилась “геймификация”.
Было бы странным, если бы находчивые маркетологи на взяли на вооружение столь эффективный метод. И появилась “геймификация”.

Привет! Я Виолетта Васильева, директор LIFE PRINT. Более 10 лет мы занимаемся брендированной продукцией для компаний и, кажется, знаем об этом всё. Выпускаем как классические, так и эксклюзивные корпоративные подарки и сувениры, в том числе для любых видов геймификации. — Люди любят играть и выигрывать. И любой, даже небольшой презент с символикой вашей компании может стать тем приятным вознаграждением, благодаря которому начнёт расти лояльность бренду. Как это применять, удачные примеры и варианты “со звёздочкой” — об этом мы пишем в нашем Telegram-канале, собирая достойные примеры по рынку из разных отраслей. Заглядывайте, у нас познавательно и не занудно!

Виолетта Васильева, генеральный директор LIFE PRINT

Как (и, главное, зачем?) маркетологи учат мир играть

Впервые о геймификации в маркетинге заговорили чуть более 20 лет назад в США. Впрочем, возможности игры и вовлечения в неё аудитории для маркетинговых целей стали использовать не сразу. Популяризовал геймификацию психолог Гейб Зикерман. Он же сформулировал определение геймификации: “процесс использования игровых механик и игрового мышления для решения неигровых проблем и для вовлечения людей в какой-либо процесс”.

И процесс был запущен! Геймификация проникла буквально всюду: от образовательных целей и внутрикорпоративной политики до широких рекламных кампаний. С каждым годом изобретаются все более интересные и новые формы взаимодействия с целевой аудиторией. Свои игры разрабатывают и адаптируют для клиентов известные бренды, сетевые магазины, банки.

Но сегодня мы не будем уходить в онлайн, создавать компьютерные игры и приложения — это по карману большому бизнесу, а расскажем, как применить геймификацию в офлайне давно известными методами. Речь пойдет о розыгрышах призов, викторинах, бонусных накоплениях, коллекционировании, квизах или квестах.

Но для начала о плюсах геймификации в маркетинге:

  • повышение узнаваемости бренда
  • знакомство с новым товаром или услугой
  • повышение среднего чека
  • сбор контактных данных постоянных и новых покупателей

Конечно, есть и минусы:

  • небольшому бизнесу не стоит вкладывать деньги в грандиозные игровые проекты. Например, розыгрыш призов может устроить и владелец небольшого магазинчика, а раздача при покупке монеток, игрушек и прочего уже потребует серьезных вложений.
  • не всем сферам предпринимательства подходит геймификация. Более точный ответ “а оно вам надо” подскажет анализ целевой аудитории и бизнес-задач.

Как запустить игру, которая не только понравится аудитории, но и даст профит в выручке?

Итак, вы поняли, что геймификация вашему бизнесу подходит. Что делать дальше? Ведь надо привлечь к ней (вызвать интерес) и удержать (мотивировать) потребителя:

  • Определитесь с целью игры и выберите целевую аудиторию, привлечь которую рассчитываете при помощи игровой механики. Например, вы хотите привлечь новых клиентов; повысить лояльность постоянных; продвинуть бренд? Какой способ геймификации будет понятен и интересен именно вашей целевой аудитории? Розыгрыш призов? Или, например, им будет интереснее участвовать в долгоиграющей игре с набором баллов или рейтинга? Блистать интеллектом, скоростью реакции или просто ловить удачу за хвост?
  • Определитесь с каналами продвижения игры: соцсети, внешние публикации, сайт, рассылка в мессенджерах, по электронной почте, личное уведомление клиента, активности в местах продаж и др.
  • Определитесь с мотивацией клиента. Проще говоря, что заставит его участвовать в игре. Это может быть весомый приз победителю, а участникам — бонусы и скидки от вашей компании, фирменные сувениры с символикой и прочее. Учитывайте и собственную готовность нести затраты (держите в голове оценку, насколько активность окупится), и интерес аудитории, и соразмерность подарка продукту, самой игровой механике, интересам аудитории и ценностям бренда.
  • Напишите алгоритм действий (подробный сценарий геймификации) и техническое задание для сотрудников, участвующих в организации.
  • Запустите игру, тщательно отслеживайте её результаты и эффективность. Иногда вовремя принятое решение о завершении игры — единственное достойное решение не нести убытки или тщательнее подготовиться к новому запуску. Вовремя увидеть и признать ошибки — гораздо лучше для репутации, чем вести убыточные процессы “для галочки”.

Варианты игр для бизнеса, которые можно реализовать с минимумом затрат

Самые распространенные варианты:

Розыгрыш призов и лотереи среди клиентов. Алгоритм простой: после покупки (получения услуги) ваши клиенты автоматически становятся участниками розыгрыша. Его можно провести “не отходя от кассы”, то есть сразу клиент достает из лототрона бумажку с выпавшим призом. Но престижнее будет устроить большое праздничное мероприятие: пригласить участников, сделать фуршет и подготовить развлекательную программу.

Профит для бизнеса: до назначенной даты розыгрыша у клиентов может возникнуть желание еще что-то приобрести, чтобы увеличить свои шансы на победу.

Для праздничного розыгрыша можно взять в аренду “колесо фортуны”. Кто не мечтал покрутить такое колесо и выиграть заветный приз?

Колесо фортуны на FLOWWOW МАРКЕТ в Москве
Колесо фортуны на FLOWWOW МАРКЕТ в Москве

Выдача дополнительных бонусов — еще один популярный вид геймификации. Суть проста: вы выдаете купон за покупку или оказанную клиенту услугу, привлекаете с помощью лотереи участников на свой стенд на деловом мероприятии и пр. За каждый полученный купон (или 2,3,4,5 — выбор за вами) клиент получает бонус в виде скидки, определённого количества продукта или корпоративного (брендированного) подарка. Таким образом, у людей появляется азарт набрать определенное количество флаеров, чтобы получить эти бонусы. И к вам возвращаются снова и снова.

купоны на скидку привлекут как постоянных, так и новых покупателей
купоны на скидку привлекут как постоянных, так и новых покупателей

Одна из самых эффективных игровых механик сегодня — маркетинговый квест. Правила похожи на обычный квест: мы ищем что-то, выполняя определенные задачи, которые ставят перед нами организаторы игры. В конце запланированного маршрута нас ждет приз. Сегодня квесты широко используются для привлечения целевой аудитории в сфере культуры (музеи, выставки), образования (репетиторские центры). Но не забывайте, что разработка и реализация квеста потребует гораздо больше усилий, времени и финансовых затрат, чем обычный розыгрыш.

Добро пожаловать в игру: как с помощью геймификации развивать бренд

Внутренняя геймификация — достижение планов, прохождение обучения, сбор бонусов как в индивидуальном зачёте, так и групповые соревнования, с заявленной наградой в виде корпоративного мерча, мероприятий и пр. бонусов.

Подарки сами собой могут быть наградой за какие-то действия, либо — если мероприятие продолжительное или хочется более глубокого вовлечения, — можно сделать механику игры более вариативной: например, начислять за действия некую игровую валюту, которую затем можно обменять на корпоративные подарки и прочие бонусы.

внутренняя геймификация от Ростелекома
внутренняя геймификация от Ростелекома

А теперь ТОП подарков для маркетинговой геймификации для вашего бренда

  • Главные призы должны быть достаточно весомыми, чтобы привлечь внимание участников. Если нет бюджета на телевизоры или смартфоны, то можно рассмотреть и другие полезные, но при этом бюджетные и, главное!, полезные гаджеты: пауэрбанки, умные колонки или часы. И не забывайте нанести на подарки логотип вашей компании. О том, какие гаджеты брендируют и дарят клиентам и партнерам, читайте здесь.
  • Не забывайте, что можно разыгрывать не только главные призы. Чем больше будет подарков, тем больше вырастет надежда людей в том, что им наконец-то повезет. Например, первым десяти участникам розыгрыша, либо каждому 10-му, 20-му и т.д. — можно подарить ваш фирменный мерч.
  • Будет здорово, если разные подарки достанутся всем участникам — но с учётом их вклада в процесс! Тем, кому повезло чуть меньше, обязательно оценят небольшие сувениры от компании в виде календарей, ежедневников, ручек, бокалов.

Смотрите, сколько всего можно забрендировать для участников корпоративных игр:

В конце концов, даже обычное вручение подарков на Новый год, профессиональный праздник или по любому другому поводу можно выполнить с элементами игры — так событие ещё больше запомнится, а коллектив больше сплотится. Смотрите, например, какой флешмоб с фотографиями подарков запустил один из наших клиентов и партнёров, компания CRM Academy:

Конечно, лучше вас ваших клиентов и сотрудников не знает никто, и продумать реально действующие игровые механики вам лучше самим или с привлечением сторонних экспертов. Но зато варианты подарков, способы их брендирования и пр. мы можем взять на себя, избавив вас от изрядной части беспокойства при подготовке и проведению мероприятий геймификации. Все виды эксклюзивных корпоративных подарков и сувениров под брендирование для различных форматов геймификации вы можете найти на сайте LIFE PRINT. А больше идей, примеров и вдохновения - на Telegram-канале LIFE PRINT. Наши менеджеры помогут определиться с подарками, исходя из ваших предпочтений, задач и бюджета. Мы предлагаем комплексные бизнес-решения: от идей и разработки дизайна до создания макетов и производства уникальных брендированных сувениров на заказ. Вам не надо думать даже о доставке — мы все берем на себя!

Итак, вам стоит только сказать своим клиентам “Вы в игре”!

Кстати, а вы азартны? Какие игровые механики вам больше по душе?

/картинки: Pinterest, кейсы LIFE PRINT/

11
2 комментария

Вообще геймификацию до сих пор многие недооценивают

В паре с UX это буквально атомная бомба на поле боя маркетологов 🤫

1
Ответить

Спасибо за мнение! В онлайне примеров классных миллион - и, главное, работающих. В офлайне, к сожалению, в основном все застряли на уровне розыгрышей - а ведь если копнуть глубже - механик может быть очень много интересных.! по крайней мере для внутреннего пользования, мотивации коллектива и прокачки креативности, командного духа и прочих параметров.

1
Ответить