Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Привет! Я Егор, специалист по повышению конверсий, предприниматель и СЕО международного IT-стартапа. Больше пяти лет я решаю проблемы бизнеса, и за это время нашел несколько стоп-точек — ситуаций и этапов, которые тормозят развитие и не дают выйти бизнесу на новый уровень.

Масштабирование сарафанки — один из них.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Бизнес, стабильно работающий на рекомендациях (на «сарафанном радио», если вдруг вы не знали этот около-научный термин), имеет ряд ограничений:

  • невозможно без потерь выйти в другой ценовой сегмент — клиенты, получившие услугу по одной стоимости, рассказывают об этом своим друзьям и знакомым, которые готовятся выложить примерно столько же денег и уходят, если денег требуется больше;
  • сарафанный трафик не управляется — сегодня есть, а завтра нет, существенно на это никак не повлияешь — ресурсы даже лучшей реферальной программы ограничены, у взрослых платежеспособных людей друзья прибавляются крайне редко, а не-массовые продукты/услуги вообще не всем порекомендуешь;
  • сарафанку не масштабируешь — как вы уже поняли из прошлого пункта, друзей у человека немного, все они будут плюс-минус из его же «сегмента аудитории», так откуда взяться новым людям? особенно если нужно сразу и много.

Поэтому, достигнув определенного размера на сарафанке, бизнес упирается в финансовый потолок. Пробивается он другими источниками трафика. Дальше дам пошаговую инструкцию по масштабированию из сарафанки с максимальной выгодой.

Шаг №1. Начните продавать, а не предлагать

На сарафанке вы могли работать без посадочных: клиент приходил уже со знанием о вас и готовностью купить. Вы выдвигаете оффер — и все, сделка закрыта.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Предположим, вы продаете листы лопухов для деревенского туалета XIX века. И ваш сосед их продает. Ваши друзья покупают лопухи у вас, друзья соседа — у соседа.

И тут в ваш район приезжает заморский купец — тот самый новый трафик. Ему нужны лопухи, ведь путь был длинным, но он не видит разницы между вашими и соседскими лопухами. Поэтому дальше ситуация может сложиться по-разному.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Например, в первые недели ковидного карантина так разбирали маски: вирус уже был на улицах, средства защиты нужны были срочно (плюс их раскупали как не в себя), поэтому люди покупали их у тех, кто первым предложит. Потом дефицит прошел, выбор расширялся, а покупатели стали водить носом.

И это второй вариант «поведения» купца.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Например, если у купца аллергия на лопух, он возьмет товар того купца, который заявит о его гипоаллергенности. Если же, например, он хочет купить лопухи на продажу, то ему будет важно наличие оптовых цен и достаточного количества товара. При прочих равных — он купит тот товар, который окажется дешевле.

Чтобы понять, какие условия растопят именно вашего клиента, нужно провести исследования. Подробнее об этом читайте в другой моей статье.

Шаг №2. Создайте посадочную страницу

Теперь, зная, за что клиенты купят ваш товар, вы должны «презентовать» его им — с помощью страницы, которая будет индексироваться в поиске. Ориентируйтесь на места обитания вашей аудитории.

Например, для обучения телеграму достаточно иметь канал в телеграме. А вот магазину с физическими товарами больше подойдет либо группа ВКонтакте, либо онлайн-магазин. Для бизнеса, не привязанного к географии, оптимальной посадочной будет классический лендинг.

Если решите создать продающий сайт, воспользуйтесь моим гайдом: там привожу примеры и даю лайфхак, как поднять его конверсии на 50%.

Конечно, можно использовать несколько площадок, но это дополнительные вложения в трафик, создание страниц, актуализацию информацию. Сначала заставьте работать одну площадку, а потом переключайтесь на другие.

В чем разница между посадочными?

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

В качестве компромисса можно создать одну статью и весь трафик лить на нее, как в Промостраницах Яндекса. Но статья должна быть огонь, вы и сами понимаете (как, например, статья про моего диалогового ИИ-ассистента, который повышает конверсию сайта). Никакого права на ошибку.

Шаг №3. Запустите рекламу

Без рекламы далеко не уехать: органика из соцсетей и поисковой выдачи, как и сарафанка, не масштабируется и не управляется. Создание вирусного контента — искусство и удача, выдавать его регулярно и на всех площадках не получится. Так что новые люди будут, но не по миллиону в день-месяц-год. Простите.

Поэтому, чтобы о вас узнало как можно больше людей, придется выделить бюджет на рекламу. Тестовый бюджет для небольшого бизнеса обычно колеблется в районе 50-100 тысяч. На эти деньги тестируется несколько связок посадочных и креативов (тексты, картинки): в соцсетях это смесь посевной и таргетированной рекламы, для сайта можно подключить Яндекс.Директ и запустить контекстную рекламу.

Например, завели вы канал в телеграме для продажи своих продуктов, выделили бюджет на тесты в 100 тысяч. Первичная цель — набрать подписчиков, которых можно будет прогреть на покупку. В таком случае, на старте, лучше вложить 70-80% бюджета в посевы: они дают более дешевого подписчика на онлайн-продукт. Telegram ADS можно затестить с помощью сервиса МТС Маркетолог — на таком бюджете настройки будут ограничены и дадут результаты, которые можно будет масштабировать впоследствии.

Итого: вы подбираете каналы с ERR в районе 3% и стабильной закупкой, создаете 3-5 текстовых креативов (можно прикрепить фото или видео для привлечения внимания, но ориентируйтесь на канал — пост должен выглядеть нативно), делаете еще 1-3 креатива длиной до 2 предложений и пускаете их на плюс-минус те же каналы в TG ADS.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Для контекстной рекламы выбирайте перформанс-компанию: получив нужное количество лидов, впоследствии вы подключите к ней имиджевый трафик для роста брендового знания, но сейчас он вам не нужен. Помните о технических ограничениях: текст для Директа очень маленький, поэтому выбирайте наиболее актуальные для пользователя запросы — оффер, включая цену, особые предложения и другое.

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Здесь я особо распространяться не буду: у сервиса достаточно хорошая менеджерская поддержка, они проведут с вами созвон и все объяснят, помогут настроить первую кампанию.

Единственное — аккуратно используйте контекст для узконаправленных продуктов: он дает лучшие результаты на массовых и дешевых товарах. Лид в узконаправленной нише может выйти крайне дорогим — тогда лучше идти в пиар и коллаборации с другими компаниями, выступать на форумах и других проектах в качестве приглашенных гостей.

Шаг №4. Настройте обработку заявок

Попадая на сайт, пользователь должен понимать, что он не на пустыре — что ему ответят на любой вопрос и с удовольствием помогут решить его проблему. Большинство начинающих предпринимателей для этих целей просто дают ссылки на свои соцсети или подключают CRM-систему (например, неплохо себя показывает тот же AmoCRM) для сбора заявок с формы на сайте.

То есть пользователь должен либо оставить свои данные и ждать звонка (о котором он забудет), либо писать вам самостоятельно и ждать ответа (тогда он сможет прочитать переписку и все вспомнить), но…

Как сарафанка убивает ваш бизнес и как же ее все-таки масштабировать: советы для новичков на основе 5 лет опыта

Поэтому самое оптимальное сочетание сейчас — это диалоговый ИИ-ассистент и CRM-система. Ассистент будет заманивать человека в диалог, помогать ему с работой на сайте и отвечать на его вопросы, плавно подводя к покупке. В среднем, такая механика приводит до 50% новых лидов напрямую через диалог с ассистентом и еще примерно на 30% увеличивает количество лидов, доходящих до формы на сайте после отработки возражений.

Один из первых и наиболее детально проработанных ИИ-ассистентов — это Solo.

Он уже показывает результаты как на российском, так и на международном рынке. Начать пользоваться сервисом можно бесплатно, в дальнейшем пакет сообщений на стабильном трафике для малого и среднего бизнеса обойдется примерно в 25 тысяч рублей — ROMI доходит до 3000% и более.

Подробнее о Solo, его функционале и результатах можно почитать тут.

Шаг №5. Реинвестируйте в трафик

Какую бы посадочную вы не выбрали, первые 3-6 месяцев наиболее оптимальная стратегия работы с бюджетом — это 100% реинвест в трафик (за исключением производственных расходов). В таком случае, вы сможете наращивать объем трафика, брендовое знание и количество лидов, не добавляя ничего из собственного кармана. Существенно увеличивать объемы трафика имеет смысл в высокий сезон, в низкий — сосредоточиться на его качестве.

В дальнейшем, реинвестировать можно 50-70% от чистой прибыли, тогда масштабирование будет продолжаться. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не охватите весь рынок — это будет новый финансовый потолок.

Но с ним мы разберемся уже как-нибудь в другой раз.

***

ИИ-ассистент Solo — перформ-инструмент нового поколения, который помогает вытянуть максимум с трафика любой степени прогретости. Цифры говорят сами за себя: ROMI до 3000% в любой сезон, вложения от 25 тысяч рублей.

Хотите узнать подробнее о Solo и начать его использовать у себя на сайте бесплатно? Напишите мне в телеграм @eperelygin — скину презентацию (:

А пока расскажите, насколько вообще эффективно сейчас работает реклама и есть ли смысл малому бизнесу выходить из сарафанки?

66
11
18 комментариев

Наверное, стоит упомянуть: бизнес бывает разным. Прям вообще разным. На какой-то реклама вообще не срабатывает (например, когда охватываешь вообще весь свой рынок — обучение СПО, там всего людей тысяч 30 во всей системе, ты эту тридцатку получил — и все, дальше никуда, есть у тебя реклама или нет), на какой-то срабатывает хуже, чем другие методы.

Но для большинства бизнесов реклама — реально шаг к масштабированию: это и про скорость набора трафика, и про объемы рынка (с рекламой ты можешь дотянуться буквально до каждого человека в своей ЦА, ему даже не нужно быть с кем-то из твоих знакомым). Реклама — это тот самый выход из «кумовства», взлом системы, когда у тебя нет связей. Неудобный, дорогой, эффективный, да.

А мы можем сделать ее еще эффективнее: Solo позволяет завлечь в воронку до 50% со всего входящего трафика. Вы гоните людей с рекламы на сайт, а мы делаем все, чтобы люди купили у вас.

Такие дела, дамы и господа

3
Ответить

Ну и да, если вы хотите все-таки обсудить Трампа, а не масштабирование бизнеса, давайте обсудим. Судя по индексам бирж, рынок сейчас в предвкушении (и почему бы не заняться масштабированием прямо сейчас, ага)

1
Ответить

Видел в трендах и вообще интернетах психологический разбор, кстати, на Трампа. Можете тоже поглядеть, вдохновиться, все-таки бизнесмен мирового уровня.

Я лично люблю почитать биографии и покопаться в чужих маркетинговых ходах, особенно узнавать о сложностях — без этого очень легко сдаться. Так что спасибо всем антикейсам за Solo

Ответить

А какой вообще смысл в телеграмной рекламе? Там реально покупают?

Ответить

Вы удивитесь, насколько хорошо. Работал недавно с одной компанией, так у нее продажи в ТГ шли чуть ли не лучше, чем через ВК: средний чек был выше, потому что покупали чаще годовой продукт, а вложения в рекламу не требовались — чисто по хорошей и внезапно обновляемой базе подписчиков продавали

Ответить

Это все, конечно, интересно, но нахрена? На самом деле, хорошая рефералка дает результаты получше рекламы

Ответить

Не исключаю, если бизнес какой-то небольшой или прям узкоспециализированный. Вы чем занимаетесь?

Ответить