Клиент думал, что всё хорошо, но терял 1,5 млн рублей в месяц из-за … данных в таблице. BI-аналитика показала реальные цифры

Клиент считал, что конверсия в запись на 20% выше, чем в действительности. Дело в том, что отчёты клиники были неполными и сложными для проверки, а сотрудники вносили неточные данные. Мы нашли ошибки в цифрах и предложили настроить дашборды, которые покажут руководителю реальную статистику. Рассказываем, как пришли к BI-аналитике и почему рекомендуем её каждой клинике.

Клиент думал, что всё хорошо, но терял 1,5 млн рублей в месяц из-за … данных в таблице. BI-аналитика показала реальные цифры

«ДентТайм» — семейная стоматология в Воронеже. Открылась в 2003 году и на протяжении долгого времени не занималась маркетингом.

Перемены начались в 2020 году. Тогда руководитель клиники оставила врачебную практику и сосредоточилась на управлении бизнесом, а Вебфлай занялись комплексным продвижением, оцифровкой стоматологии и онлайн-репутацией.

Рассказываю, как мы пришли к достоверной BI-аналитике и стали считать окупаемость пациентов до копейки. Поделюсь также факапами, которые помешали сделать всё быстро. Спойлер: три цифры не сходились в течение … 3 месяцев. Читайте далее, в чём было дело.

С чем пришёл заказчик: проблемы со сбором и подсчётом основных показателей

Клиника хотела получать достоверные данные о ключевых метриках бизнеса, таких как количество потенциальных клиентов, каналы привлечения, конверсия из лида в пациента, а также стоимость лечения и многое другое.

Учёт новых пациентов «ДентТайм» вели в таблице, которую администраторы заполняли вручную. Источник информации указывали со слов клиента, но проверить его достоверность было невозможно. Таблица не давала полного представления о показателях: видно, что пациент записался на приём, но не понятно, откуда он узнал о клинике, сколько стоило его привлечение, какую услугу он оплатил.

Много лет клиника вела учёт первички в таблице. На основании этих данных рассчитывалась конверсия в консультацию, от которой зависела премия администраторов. Позже мы выяснили, что реальная конверсия оказалась на 20% ниже, чем указывали сотрудники
Много лет клиника вела учёт первички в таблице. На основании этих данных рассчитывалась конверсия в консультацию, от которой зависела премия администраторов. Позже мы выяснили, что реальная конверсия оказалась на 20% ниже, чем указывали сотрудники

Чтобы получить относительно точные данные, нужно сравнить записи в таблице, медицинской информационной системе, телефонии и CRM. Такая работа со статистикой трудоёмкая и вычисления могут занять неделю, но это необходимо для проверки точности интеграции.

Что ожидали получить: удобные дашборды вместо громоздких таблиц

Клиника хотела отслеживать ключевые показатели и получать точные данные, не тратя время на их сбор и анализ. Чтобы это реализовать, мы начали с интеграции МИС iDent с Битрикс24 и настройки отчётов в CRM, а затем предложили разработать BI-аналитику.

Что клиент хотел видеть на дашбордах:

  • Отдельно вести учёт новых и уже обращавшихся пациентов.
  • Разделить клиентов на тех, кто лечится по полису ДМС, и тех, кто оплачивает услуги самостоятельно.
  • Получать достоверную статистику по всем показателям.
  • Автоматически вычислять KPI администраторов.
  • Рассчитывать стоимость привлечения пациентов на каждом этапе и уменьшать эти расходы.

Каждый из запросов оказался «задачей со звёздочкой» по разным причинам. Обычно для получения такой статистики приходится составлять несколько отчётов, так как используются разные источники данных:

  • CRM;
  • медицинская информационная система (МИС) — в нашем кейсе это iDent;
  • телефония;
  • Яндекс.Метрика;
  • геосервисы и медпорталы;
  • Яндекс.Директ и другие рекламные сервисы.
Клиент думал, что всё хорошо, но терял 1,5 млн рублей в месяц из-за … данных в таблице. BI-аналитика показала реальные цифры

Чтобы отслеживать показатели в каждой системе, необходимо войти в неё, выгрузить данные, внести их в общую таблицу и сравнить. Мы решили пойти другим путём, настроить BI-аналитику и получать статистику в пару кликов.

Что показывают дашборды

Панель с данными, состоящая из девяти экранов, доступна на портале клиники в Битрикс24. Подробно остановлюсь на тех блоках, которые помогли снять самые ужасные боли руководителя.

BI-аналитика объединяет данные из 6 систем
BI-аналитика объединяет данные из 6 систем

Отдельно вести учёт первичных и повторных пациентов

Чтобы считать какой-то показатель, важно определить, что брать за основу. Например, каждая клиника сама решает, кого считать первичными, а кого — повторными пациентами.

Например, новым клиентом может считаться тот, кто:

  • впервые обратился в стоматологию;
  • был на консультации, но не приступил к лечению;
  • пришёл через полгода после последнего посещения.

В то же время вторичным пациентом считается тот, кто:

  • записался на приём в течение 6 месяцев после предыдущего визита;
  • когда-либо уже обращался в клинику и теперь снова пришёл к врачу.

Важно чётко установить параметры для каждой категории, чтобы облегчить себе анализ. Самый простой способ решить, кого считать новым клиентом в клинике, это:

Первичный пациент — тот, кого внесли в базу данных, затем он пришёл на консультацию и назначил будущий приём у врача.

Экран BI-аналитики со статистикой по первичным обращениям. Чтобы вычислить эти данные вручную в разрезе месяца, нужно потратить несколько дней
Экран BI-аналитики со статистикой по первичным обращениям. Чтобы вычислить эти данные вручную в разрезе месяца, нужно потратить несколько дней

Разделить пациентов по типу оплаты

Нам нужно было исключить из статистики пациентов, которые пришли лечиться по полису добровольного медицинского страхования (ДМС). Задача осложнялась тем, что BI-аналитика получает эти данные из МИС iDent, при этом система не отличает пациентов по ДМС от остальных.

Поэтому мы решили разделять клиентов в Битрикс24 в зависимости от типа оплаты. Сделать это можно двумя способами: учитывая наличие полиса ДМС или нулевую стоимость приёма.

В итоге мы взяли за основу стоимость приёма — 0 рублей. Этот подход выбрали потому, что в «ДентТайм» нет бесплатных консультаций, а значит все они завершаются оплатой. Исключение составляют только посещения по полису ДМС, что нам и было нужно.

Получать точную статистику по всем показателям

Некоторые метрики сложно или даже невозможно расчитать вручную. К тому же они могут искажаться по ошибке или намеренно. Например, если администратор не уточнил, откуда пациент узнал о клинике или неправильно записал ответ, то в систему попадут недостоверные данные об источниках. Это исказит статистику и руководитель примет неверное решение о масштабировании канала.

BI-аналитика точно определяет источники привлечения клиентов, даже если точкой входа был один канал, а запись произошла через другой. Это позволяет оценивать реальные затраты и направлять бюджет только на эффективные площадки
BI-аналитика точно определяет источники привлечения клиентов, даже если точкой входа был один канал, а запись произошла через другой. Это позволяет оценивать реальные затраты и направлять бюджет только на эффективные площадки

Вычислять KPI администраторов

Ключевой показатель эффективности работы администраторов — запись нового пациента на консультацию. При этом важно, чтобы клиент фактически пришёл в клинику, а не просто назначил визит. Эти данные сотрудники фиксировали в таблице.

Мы сравнили показатели, полученные цифровым и «ручным» способом. Администраторы утверждали, что более 70% обращений заканчивались записью на приём, в реальности этот показатель составил всего 43%. Были расхождения и в том, кто обработал лид и получит бонус
Мы сравнили показатели, полученные цифровым и «ручным» способом. Администраторы утверждали, что более 70% обращений заканчивались записью на приём, в реальности этот показатель составил всего 43%. Были расхождения и в том, кто обработал лид и получит бонус

На дашбордах выводится список администраторов и конверсия по каждому сотруднику на всех этапах: от обработки лида до записи на консультацию, явки к врачу и оплаты лечения. Информация обновляется каждый день, и это позволяет руководству клиники сразу замечать проблемы и решать их в моменте, не дожидаясь результатов за месяц.

Данные, представленные на одном экране, помогают оценить эффективность администраторов и рассчитать премиальную часть их зарплаты. Теперь на это не нужно тратить 2-3 дня, как это было раньше
Данные, представленные на одном экране, помогают оценить эффективность администраторов и рассчитать премиальную часть их зарплаты. Теперь на это не нужно тратить 2-3 дня, как это было раньше

Считать стоимость привлечения пациентов на каждой стадии

Для этого необходимо было понимать, сколько пациентов переходит с одного этапа воронки на другой, а также знать сумму расходов на маркетинг. Основная сложность заключалась в том, что информация хранилась в разных системах.

Чтобы получать данные о пациентах и приёмах, мы настроили обмен между iDent и Битрикс24. Полноценную двустороннюю интеграцию эта МИС не поддерживает. Для сбора остальных показателей интегрировали Битрикс24, сервис колл-трекинга CallTouch и Яндекс.Метрику.

Информацию из всех систем объединили в BI-аналитике. Чтобы не перегружать дашборд разделили сводные данные на два основных блока:

  1. Первичные обращения.
  2. Стоимость пациента.
На каждый экран добавили подсказки. В первой версии дашборда пояснений не было, из-за чего заказчик путался. Визуализировать данные можно в виде воронки, графика или числовых показателей
На каждый экран добавили подсказки. В первой версии дашборда пояснений не было, из-за чего заказчик путался. Визуализировать данные можно в виде воронки, графика или числовых показателей

С какими сложностями столкнулись

Разрыв интеграции с МИС

Из-за разрыва связи, данные в CRM и МИС долго не сходились, отличаясь всего на три цифры. Чтобы устранить ошибку нам потребовалось более 10 недель.

Посчитать рекламные расходы и клики

Необходимо было проанализировать рекламный бюджет и количество целевых действий, таких как звонки, заполнение форм и обращения в онлайн-чат. Эта информация поступает от внешних сервисов. Мы решили задачу с помощью смарт-процессов Битрикс24, которые позволяют обойти ограничения и получить необходимые данные о расходах и кликах.

Статистика по администраторам была некорректной

Я уже упоминал, что в таблице, которую вели администраторы, были неточности. Например, ответственным за запись пациента на консультацию был один сотрудник, а указывался другой. Расхождения также возникали из-за того, что операторы обрабатывали звонки не через свою учётную запись. Это нарушало статистику и вызывало разногласия при начислении премий.

Чтобы устранить проблему, руководство клиники внесло в регламент правило: каждый администратор должен общаться с пациентами только со своего аккаунта Битрикс24. Если же он использовал чужой, то бонус получает администратор, имя которого указано в системе. Это решение помогло.

После внедрения дашбордов, мы ещё 2 месяца вели мониторинг, чтобы убедиться в достоверности данных и соблюдении правил сотрудниками клиники.

Откуда взялись 1,5 млн убытков?

Цифра в заголовке является приблизительной. Мы рассчитали разницу между реальной и ложной конверсией и умножили её на средний чек в клинике. Хотите узнать, какую сумму теряет ваш бизнес? 😁 Для этого напишите мне сообщение в Telegram.

33
11
11
3 комментария

читаешь и ловишь себя на мысли — сколько ещё компаний теряют деньги и не задумываются об этом. убеждаюсь, что BI — не роскошь, а база для роста

мне интересно, какие аргументы чаще всего работают, чтобы «продать» BI тем, кто уверен, что их таблицы и так идеальны?

1
Ответить

Подскажите, как вы решили проблему с кешем? ведь порой кеширование запросов на час, мешает просмотру актуальных данных.

1
Ответить

Тоже сталкивалась с такой проблемой, и это действительно неудобно, когда кэш мешает видеть актуальные данные. Интересно, как они это решили... Может, через уменьшение времени кэширования или настройку его только для менее критичных запросов? Было бы здорово узнать подробности

Ответить