Всем привет! На связи Дима Смирнов из vysota, и я хочу поделиться опытом в вопросе разработки сайта с преимущественно мобильным трафиком на примере проекта HIT-FITNESS, а также порассуждать, почему в 2024 году нельзя продолжать разрабатывать сайты от ПК-версии. Данная статья — это небольшой инсайт, в том числе для нас, так что спешим поделиться — будет интересно.В чем проблема?За последние 10 лет соотношение ПК и мобильных в веб сильно перевесило в сторону последних (cайт gs.statcounter.com показал за 10 лет зеркальное изменение сторон). То есть, если в 2015 году доля ПК в сети составляла более 60%, то теперь это место занимают мобильные устройства.Забавно, что график имеет динамику, представлял себе что-то более линейноеВся проблема в том, что индустрия продолжает проектировать ПК-ориентированные сайты, потому что это некий классический пайплайн разработки, и это — фатальная ошибка.Что такое ПК-ориентированные сайты?Это сайты, разработанные по классическому алгоритму, когда сначала проектируется интерфейс ПК-версии, а от нее делаются версии для ноутбуков, планшетов и, главное, мобильных (называются эти версии ресайзы).Как правило, цель таких ресайзов — адекватное отображение сайта на разных устройствах, но говорить о качественном опыте при использовании таких сайтов не приходится.Может показаться, что тут нет никакой проблемы: адаптивы, построенные от ПК, — это рабочая схема, но на практике это редко соответствует действительности.Большая часть сайтов на сегодняшний день продолжает разрабатываться по классическому пайплайну независимо от "мобильности" пользователей, и вот почему:Большую часть времени UX/UI веб-дизайнер посвящает опыту взаимодействия именно ПК-версии, потому что она по умолчанию считается главной.Заказчик будет оценивать проект по ПК-версии, так как она по умолчанию более наглядна для оценки интерфейса и работы исполнителя.Ресайзы создаются только после утверждения ПК-версии. На практике подход к созданию ресайзов — это упаковать ПК-версию в более компактное исполнение без учета особенностей взаимодействия мобильных пользователей.Команда большую часть времени работает именно с ПК, а значит, взаимодействует в большей степени с ПК-версией сайта, а мобильная версия будет "в слепой зоне".При тестировании проекта большая часть времени уделяется ПК-версии.И все перечисленное выше вполне неплохо работает для B2B-проектов, но почти вся B2C-сфера — это значительное преобладание мобильного трафика (от 70+ %).Трафика много - продаж малоАнамнез проекта — небольшая сеть фитнес-клубов из Санкт-Петербурга. Всего у сети 3 клуба в торговых центрах, расположенных в Приморском районе города.В 2015 году сайт имел примерно 55% мобильных устройств, в 2018 году — 65%, а в 2024 — 83%.У проекта высокие показатели органического и платного трафика в рамках тематики, но в последние 4 года стоимость лида росла, поведенческие факторы, такие как время на сайте и % конверсий, падали.При этом постоянно велась работа над улучшением рекламных кампаний и тестированием гипотез. Интерфейсы улучшались в рамках существующего сайта, появлялись лид-магниты, call to action формы, даже была сделана отдельная мобильная версия (тоже построенная от ПК-версии).Тестирование мобильной версии показало ряд критических проблем в навигации, логике страниц и элементов. При том, что они казались юзабельными, на практике таковыми не являлись. Парадокс между "вижу" и "пользуюсь" в мобильных интерфейсах ощущается достаточно сильно.Гипотеза — разработать сайт по принципу mobile first, в котором изначально создается мобильная версия, а уже от нее — ПК (если она вообще вам нужна).Mobile Firts - решение для большинства B2C проектовКонцепция разработки сайта от мобильной версии — не новая, но ранее использовалась скорее ситуативно, в сферах с явным перевесом мобильного трафика. Сейчас же этот принцип будет необходим для более 90% проектов в сфере B2C.Я могу выделить в виде исключений только проекты, где клиент вынужден использовать ПК в силу особенностей продукта, который доступен ему только с ПК, например сфера обучения ПК-софту. Все остальное — в большинстве мобильное.3 главных отличия мобильных от ПКСейчас мы остановимся на банальных вещах, но это важно рассмотреть:Экраны. У мобильных устройств небольшая площадь экрана относительно ПК — очевидная особенность. Минусы — ограниченная контентная область, плюсы — пользователь легче на ней фокусируется.Нестабильный интернет. У мобильных интернет может быть нестабильным, что ухудшает скорость загрузки страниц. Это означает, что идеальная сессия пользователя звучит как "меньше действий — больше профита".Особенности ввода. Клики меняются на тапы и свайпы. Любой инпут (поле ввода) вызывает виртуальную клавиатуру, закрывающую половину экрана, и т.д. Это важно учитывать при проектировании динамических элементов.Особенности браузеров и ОС. Браузеры и операционные системы мобильных устройств имеют разные интерфейсы, например, кнопка "назад" в браузере Safari на iOS присутствует, а в Google Chrome на Android может как присутствовать, так и отсутствовать полностью в зависимости от устройства (а не версии браузера).Думаю, отличий наберется достаточно, но это основные, чтобы понять, с чем мы имеем дело.Вопрос - кто лидер конверсий?Бывает так, что трафик преобладает с мобильного, а конверсии в большой степени генерируют ПК-юзеры и наоборот.Если вы столкнулись с такой ситуацией, то стоит выяснить: это особенности продукта/аудитории или пользователю банально неудобно делать заказ на сайте с мобильного из-за сложности.User Story MappingТеперь стоит разобраться с целями пользователей, которые пришли на ваш сайт, и сгруппировать их согласно выводам. Это называется User Story Mapping или карта пользователей.В целом данный подход является важным для проектирования любых пользовательских интерфейсов, но для мобильных имеет особое значение, так как мы имеем дело с ограниченным пространством и большим количеством элементов.Например, для фитнес-клуба можно выделить 2 глобальные группы: действующие клиенты и потенциальные клиенты.Каждая такая группа разбивается на подгруппы согласно конкретной мотивации.Одним нужно посмотреть расписание, другим — найти действующую акцию, третьим — быстро получить адрес клуба, чтобы проложить маршрут в навигаторе, а последние забыли, до скольки клуб работает в субботу, и т.д.Все это нужно учесть, сгруппировать от важного к менее важному и учитывать при проектировании.Уровень вложенности решаетДля мобильно ориентированных интерфейсов важно сократить путь пользователя до цели на возможный максимум. Как мы помним, мобильные устройства могут терять связь, и любая дополнительная загрузка — это проблема.Все важные страницы сайта должны иметь уровень вложенности не более 1. Все менее важные — не более 2. Конечно, для сложных проектов такие требования могут оказаться неподъемными, но принцип понятен: чем короче путь, тем лучше.В отличие от ПК-сайтов, при пользовании мобильными устройствами пользователь в разы быстрее "теряется".ПроектированиеНастоятельно рекомендуем придерживаться правила: если трафик у проекта мобильный более чем на 70%, то первым делом проектируем "мобилку" и думаем, как этой "мобилкой" пользователь будет пользоваться, и не жалеем времени на тестирование.Несколько важных правил для проектирования мобильных интерфейсов:Шрифт. Должен быть крупный и легко читаемый. Рекомендуем использовать кегль от 16px (в крайнем случае 14px, если нет такой возможности).Убираем все лишнее. Сокращаем/убираем излишний контент, оставляем только важное. Например, SEO-тексты, "хлебные крошки", растянутые изображения, излишние отступы между блоками и т.д.Масштабируем важное. На примере интернет-магазина: если стоит выбор между — показать пользователю 1 карточку товара на экране, но с хорошо читаемой картинкой и цифрами/текстом, и 4 карточки, но с мелкими изображениями и высокой плотностью информации, то первый вариант выигрышнее. Важное — увеличиваем, неважное уменьшаем/убираем.Маркетплейсы — референс только для маркетплейсов. Не стоит бездумно копировать интерфейсы с крупных маркетплейсов в надежде создать подобный опыт в своем интернет-магазине, так как это среда со своими правилами, и то, что хорошо работает там, может сломать опыт в интернет-магазине. Например, использование мелких шрифтов и каталог — 3 карточки в ряд.Меню должно содержать важную информацию, которая максимально нужна здесь и сейчас.Лучшие ссылки — это кнопки. Если ваш дизайн-код подразумевает ссылки вместо кнопок, то могут быть проблемы, в силу того, что данный элемент менее заметен.Удобное расстояние между элементами — умеренный "воздух" для удобства тапания и листания, а лишний "воздух" растянет страницу.Горизонтальный скроллинг — часто в гайдах по мобильным интерфейсам можно встретить мысль, что горизонтальный скроллинг — это нехорошо, но мы советуем использовать его для больших галерей и списков.Результаты HIT-FITNESSВ итоге после запуска обновленной версии сайта, разработанной по mobile first пайплайну, мы получили достаточно любопытный результат.Для данного кейса мы не имеем возможности разглашать финансовые и аналитические показатели и будем использовать коэффициент для примерной демонстрации результата.Прямые показатели:На момент запуска, в сравнении двух аналогичных периодов за ноябрь-декабрь 2022 и 2023 годов, при незначительных изменениях бюджета был зафиксирован видимый рост конверсии продаж, составивший примерно +30-40%.Несмотря на то, что аналитика данных периодов была сильно искажена политическими событиями и экономической ситуацией, сам бизнес дал положительный фидбэк по увеличению количества продаж и заявок.Косвенные показатели:Отказы - снижение с 17.5% до 8%Глубина просмотра увеличение с 2.18 до 2.42 (при том что кол-во страниц и уровень вложенности снизился).Время на сайте - увеличение с 1:20 до 1:35Отдельно стоит отметить стремительный прирост органики (SEO) по причине улучшению поведенческих и коммерческих факторов.ВыводыХочется подвести итоги статьи и выделить основные мысли.Если в проекте преобладает мобильный трафик, то разрабатываем от мобильной версии. К слову, в некоторых проектах ПК-версия как самостоятельная в принципе не обязательна. Это не значит, что ее не нужно делать, а значит, что ее можно получить как раз ресайзами от мобильной версии, без серьезной проработки. Это может стать экономически выгодным решением.Состояние мобильной версии в B2C-проекте может сильно сказываться на конверсии и являться "узким горлышком" даже при сильном маркетинге.Если вы разработчик/маркетолог, то проведите плотное тестирование имеющихся проектов на мобильных устройствах.Ставьте лайки, пишите комментарии и больше гуляйте на свежем воздухе :)