Как все-таки правильно: «вы» или «Вы» — и другие текстовые стандарты для блогов, рассылок и постов
Часто клиенты предъявляют к текстам разные требования. Если не уточнить их заранее, есть риск получить много правок формального характера — например, придется менять букву «ё» на «е» в лонгриде.
Мы в Inbox Marketing тоже сталкивались с этими проблемами. В поисках истины часами сидели на Грамоте.ру, изучали справочник Мильчина и другие источники. А когда во всем разобрались, то составили эти текстовые стандарты. Здесь приводим самое важное, без пояснений почему так (об этом есть отдельная статья).
В статье речь идет о стандартах для длинных текстов: блоги, email, посты. UX-тексты иначе взаимодействует с пользователем, поэтому там стандарты другие.
Содержание
Как писать название бренда в тексте
Уточните у клиента, как пишется название бренда. Если у написания есть варианты, попросите привести допустимые и объяснить, в каких ситуациях они используются.
Например, официальное название нашей компании — ООО «Инбокс Маркетинг»: так мы называем себя в официальных документах. Но в блогах, на сайте и внешних площадках, предпочитаем Inbox Marketing.
Как обращаться к читателю — «вы», «Вы» или «ты»
По правилам русского языка в личной переписке нужно обращаться к читателю на «Вы» — с заглавной буквы. Написание со строчной — «вы» — подходит, если текст рассчитан на широкую аудиторию и не обращается к конкретному человеку. Это означает, что в письмах нужно писать «Вы», а в блогах — «вы».
Сейчас эту норму часто критикуют. Обычно компании пишут «вы», а не «Вы», даже если речь идет о личном сообщении или письме.
Некоторые обращаются к читателям на «ты». Как правило, это бренды и компании с соответствующим tone of voice, целевая аудитория которых — молодежь. Говорить «ты» читателю не всегда уместно: он может принять это за панибратство и нарушение личных границ.
Нужен ли пробел в больших числах
Когда мы пишем большие числа, можем отбивать их разряды неразрывным пробелом: 5 000. Обычно так делают тогда, когда большие числа приходится использовать часто — например, если речь идет о финансах или бухгалтерии. Некоторые компании разряд пробелом не отбивают: 50000.
Первый вариант написания часто рекомендуют типографские справочники, а Бюро Горбунова утверждает, что так текст лучше воспринимается визуально. Второй вариант тоже допустим, это не ошибка.
Возможен и третий вариант написания больших чисел. Если число четырёхзначное, мы не ставим пробел после разряда, а если пяти- и больше — ставим: 4000, но 59 000.
А еще разрядность чисел можно указывать словами: 2 тыс.
Тире и дефис в числовых диапазонах
«Справочник издателя и автора» Мильчина и Чельцовой рекомендует оформлять числовые промежутки с помощью длинного тире без пробелов: 10—15. Так принято в печатных изданиях.
Некоторые издания используют среднее тире в числовых диапазонах, чтобы визуально разнообразить текст: 1941–1945 (сравните с 1941—1945). Писать числовые промежутки цифрами через дефис — неправильно.
Но если нужно написать диапазон словами (пример: два-три, пять-семь), то вот там строго дефис.
Мы в Inbox Marketing различаем тире по функциональности: используем среднее тире только в числовых промежутках, а между словами пишем длинное. Нам кажется, что так текст лучше выглядит.
Нужно ли отбивать процент пробелом
«Справочник» Мильчина рекомендует отделять процент от числа неразрывным пробелом: 5 %. А в пособии Шульмейстера «Ручной набор» сказано, что знак пробела никогда не отбивают от цифр: 8%. В интернете можно встретить оба варианта написания.
Если компания часто использует символ процента, его рекомендуется отбивать: воспринимать текст будет легче, числа не будут сбиваться в «кашу». Если редко — можно не отбивать.
Как поступать с буквой «ё»
По правилам русского языка букву «ё» необходимо ставить тогда, когда без нее слово можно прочитать неправильно. Так бывает в двух случаях:
- когда одно слово можно перепутать с другим: все — всё, совершенный — совершённый и др.;
- когда нужно указать произношение малоизвестного слова: река Олёмка.
В остальных случаях написание буквы «ё» факультативно: можно писать, можно не писать.
Какие кавычки использовать
Принято использовать кавычки-ёлочки — «...». В кавычки обрамляются русскоязычные названия компаний, товаров и услуг, произведений искусства и документов, но не государственных учреждений, написанных полностью либо аббревиатурой. Если название написано латиницей, кавычки не нужны.
Например. Картина Айвазовского «Девятый вал», агентство email-маркетинга «Инбокс Маркетинг», супермаркеты «Пятерочка». Но без кавычек — Московский государственный университет, МГУ, агентство Inbox Marketing и др.
В ситуации двойных кавычек (например в цитате фигурирует какое-то название), используют кавычки разного типа, чтобы визуально легко различать элементы текста. Внешние обычно «...», а внутри — компьютерные лапки "..." или „...“.
Как оформлять нумерованные и маркированные списки
Существуют два вида списков: нумерованный — тот, в котором каждый пункт отмечен цифрой, и маркированный — в нем пункты обозначены другими знаками, например:
- буллитами,
- длинными тире,
- выключкой (сдвигом вправо, без символа).
Традиционный символ маркированного списка в русской типографике — тире, а не буллит. Есть мнение, что буллиты мы заимствовали вместе с Microsoft Word.
Буллиты сильнее других символов привлекают внимание. С одной стороны, это хорошо, с другой — с ними стоит быть осторожнее. Если буллитов много, они крупные или слишком яркие, они могут перетянуть на себя внимание читателя, отвлекая от текста.
Маркированные и нумерованные списки различаются по смыслу и правилам оформления.
Когда выбрать нумерованный список
- Важна последовательность пунктов в списке — например, мы указываем порядок действий.
- В списке много пунктов — 5 или больше.
- Каждый пункт занимает больше одной строки.
Когда больше подходит маркированный
- пункты можно читать в любом порядке;
- пунктов мало — меньше пяти;
- пункты состоят из несколько слов и занимают мало места.
На конце списка может стоять точка, запятая или точка с запятой. Обычно пункты нумерованного списка начинают с большой буквы и заканчивают точкой. Пункты маркированного, наоборот, начинаются с маленькой буквы и заканчиваются запятой или точкой с запятой. Когда список заканчивается, всегда ставим точку.
Это основные правила оформления списков. Остальные нюансы и пояснения, почему так сложилось, мы описали в отдельной статье.
Вопросы, которые вызывают самые горячие споры с клиентами, мы собрали в удобную форму — ее мы заполняем вместе с ними в начале работы. Если вам она тоже нужна — качайте и используйте!
Это означает, что в письмах нужно писать «Вы»Нет. Не нужно. Это лишь рекомендация. Надеюсь, в ближайшем будущем этот пережиток прошлого и вовсе забудут.
А что смущает в "Вы"?
Мы тоже надеемся) И в своих письмах пишем «вы» со строчной.
Ещё почему-то режет глаз, когда внутри ёлочек «...» ставят компьютерные лапки ".." вместо этих „...“ (если внутри ёлочек есть ещё что-то закавыченное)
Тиканье стрелок часов тоже напрягает?))