Давно пора: 7 проблем, которые мешают эксперту запустить онлайн-курс
Часто реальные эксперты своего дела не переходят в онлайн-обучение несмотря на очевидные возможности значительно вырасти в доходе. Мы в Mentoreum провели опрос аудитории и выяснили, почему так происходит.
1 проблема: сложная организация
По идее, блогеру с лояльной аудиторией ничего не стоит запустить курс. Или эксперту с сотнями клиентов и безупречной репутацией. Ведь желающих учиться у мастеров и лидеров мнений должно найтись очень много.
Проблема в том, что онлайн-курс только кажется простой затеей. На самом деле, обучающие проекты плотно окружены финансовыми и организационными сложностями. Да, блогер достаточно быстро найдет команду для запуска курса среди своих же подписчиков — но окажутся ли они надежными сотрудниками? Опять же, команде придется заплатить за работу, даже если курс не окупится.
Плюс, как правило, экспертиза у блогера узкая и направлена непосредственно на качественный контент. У блогеров нет навыков в маркетинге, в продажах, в методологии преподавания или в техподдержке. Набрать подходящую команду при таких вводных тоже сложно.
Вишенка на торте: все эти махинации требуют времени. Блогеру может оказаться выгоднее просто взять дополнительную рекламу вместо подобной возни с непредсказуемыми результатами.
Все, конечно, слышали про инфопродюсеров, которые предлагают многомиллионные запуски за ощутимую предоплату. Но чаще всего эти люди сами недавно прошли базовые курсы по продюсированию и процесс делегируют некачественным подрядчикам, что приводит к шумному провалу запуска. Реальные продюсеры работают за процент от продаж, но найти их сложно, а договориться — ещё сложнее.
Как решить эту проблему
Проблема подбора большой команды решается двумя способами:
1. Сотрудничество с уже рабочей онлайн-школой. Эксперт всегда может предложить себя в качестве автора курсов в рамках образовательной платформы.
2. Автоматизация действий, для которых требуется эта самая команда. Например, мы в Mentoreum сейчас тестируем первый запуск интерактивного конструктора курсов, который позволит блогерам создавать свои инфопродукты быстрее.
Интерактивный конструктор курсов — это набор видеоуроков, шаблонов и инструкций для запуска курса. План создания своего обучающего продукта, расписанный по шагам: от выбора темы до воронки продаж.
2 проблема: синдром самозванца
Эксперт может быть хорош в своей сфере, но в сфере онлайн-обучения он, как ни крути, пока новичок. Как только он подходит к идее запуска собственного курса, он обнаруживает миллионы рекомендаций, советов и целый перечень навыков, необходимых для старта.
Конечно, это пугает и отталкивает. Часто эксперты страдают определенным уровнем перфекционизма: они понимают, что не смогут сделать свой первый курс идеальным, а значит, лучше не делать вообще.
Как решить эту проблему
Для начала, смириться и принять тот факт, что самый первый курс в любом случае будет скорее прототипом будущих продуктов. Он нужен не для того, чтобы слету покорить всех потенциальных слушателей, а для того, чтобы понять, как выстраиваются курсы, из каких шагов состоит их запуск и как они помогут закрыть боли аудитории.
Нашим экспертам и блогерам мы помогаем как можем. В конструкторе курсов встроено обучение: мы пошагово объясняем, как создается курс на Mentoreum и какие инструменты на платформе есть. В процессе создания конструктора мы сразу отсекли все лишнее и оставили только скелет, самую суть. Сейчас конструктор запускается впервые, и в будущем мы планируем расширить его функции: например, добавим индивидуальное сопровождение для новичков,
Сейчас главная функция интерактивного конструктора — дать эксперту полное представление о шагах, которые ему предстоит пройти. Мы интегрировали эти этапы с лендингами курса, которые создает эксперт параллельно с прохождением конструктора курсов. Каждый шаг сразу отображается на лендинге, и эксперт получает мгновенный визуализированный результат.
3 проблема: слишком много знаний
Как правило, эксперты знают свою тему до мельчайших и не всегда нужных подробностей. Часто они еще и искренне любят свою аудиторию и стремятся помочь решить своим курсом самые страшные проблемы подписчиков.
Объем их знаний и материалов, конечно, впечатляет. Если у эксперта и получается перевести такой массив информации в формат курса, то остается риск создать структурированную экспертизу, а не полезный и хорошо продаваемый онлайн-курс.
Некоторым экспертам сложно поставить себя на место своего потенциального слушателя — человека, скорее всего, ничего не смыслящего в его теме. Такой эксперт делает курс, упаковывает его, показывает друзьям и получает комментарий: «слушай, чтобы это понять, надо изучить всё, что ты знаешь».
Если эксперт и решается на запуск такого продукта, то продаж он не получает, и закрывает для себя вопрос перехода в онлайн-обучение.
Как решить эту проблему
Мы всегда предлагаем экспертам начать с малого: определиться с болями аудитории, которые он может закрыть. Это можно сделать элементарно — просто спросить у людей. Второй шаг — проанализировать ответы и сформулировать цель курса и результаты, которых достигнут учащиеся.
Именно от результатов нужно отталкиваться в составлении программы будущего курса. Работу с целью и плюс-минус пятью результатами мы включили уже в первую версию конструктора курсов.
4 проблема: когда форма определяет содержание
Эксперты — люди занятые, они привыкли к определенным площадкам и определенной коммуникации с аудиторией. Соответственно, и формат курса они выбирают по принципу собственного удобства. Кому-то проще надиктовать длинный подкаст, чем мучиться с монтажом в попытках сделать короткое обучающее видео с яркой презентацией.
В результате курс может получиться очень удобным для эксперта, и неудобным для аудитории — что хуже, ведь это влияет на продажи.
Как решить эту проблему
В идеале формат уроков нужно подбирать по тому же принципу: отталкиваясь от желаемых результатов. Например, если курс медицинской тематики, в формате аудио он будет бесполезен, ведь устройство человеческого организма без специального образования представить себе невозможно. Здесь не обойтись без подробных иллюстраций.
А вот курс о границах нашей телесности хорошо зайдет именно в аудиоформате. Человек погрузится в аудиальную среду и легко представит свои личные границы.
5 проблема: монтаж на коленке
Прописать в вордовском файлике структуру и формат будущего курса легко. Отснять и смонтировать контент уже сложнее.
Когда эксперт уже понял, что для первого урока тебе достаточно презентации с его говорящей головой, а для второго — видео с тренировкой, его голову начинают посещать самые неприятные мысли.
Искать оператора? Сколько он стоит? Снимать студию? А монтажер? Это отдельно нанимать человека или оператор справится? А если не справится?
Финансовые вложения, которые возникнут в голове эксперта после таких размышлений, могут навсегда отбить желание запускать онлайн-курс.
Как решить эту проблему
Признаться себе, что не нужно делать идеальным первый запуск курса. Продукт нужно проверить в деле на предмет окупаемости и пользы клиентам. Дойдут ли ученики до конца? Будут ли рекомендовать этот курс? Как его можно улучшить?
Поэтому в конструкторе курсов мы рассказываем, как просто записать себя самостоятельно с подручными средствами и простыми программами. Да, конечно, студийного качества не будет, но ведь в смысловой нагрузке курс не потеряет. Аудитория сможет учиться и достигать своих результатов и по таким материалам — для MVP этого достаточно.
6 проблема: а продавать как?
Даже если у блогера сотни тысяч подписчиков, ему не всегда понятно: как преподнести курс так, чтобы он оказался востребован?
С одной стороны, хотелось бы, чтобы аудитория сразу продукт разглядела и прочувствовала. Курс закрывает боли аудитории, подписчики его покупают, курс прибылен, все счастливы.
С другой стороны, аудиторию блогер годами нарабатывал, и грубая реклама может повлиять на лояльность подписчиков. Может быть, кто-то и купит курс сразу. Но кто-то точно отпишется.
Как решить эту проблему
Прогрев аудитории и воронку продаж мы тоже включили в конструктор. Мы даем экспертам довольно точную схему анонсов своего продукта, чтобы целевая аудитория прониклась и купила, а нецелевая — не сбежала из-за навязчивой рекламы.
Для экспертов без опыта продаж реклама первого курса перед своей аудиторией — момент волнительный и этический. У нас в Mentoreum есть правило: курс должен нравиться, и эксперт должен искренне понимать его ценность, только тогда он будет интересен аудитории.
7 проблема: технические неполадки
Проблема, на фоне которых переживания о съемках и монтаже покажутся детским лепетом.
На чем запускать курс? Будет ли удобно аудитории смотреть контент? Через что принимать платежи? Как отслеживать аналитику? Где ловить домашние задания?
Из-за несовместимости сервисов и сложной настройки ученики просто не разберутся в платформе и не купят курс.
Как решить эту проблему
Есть множество платформ и сервисов, которые так или иначе все эти проблемы закрывают. Единственный минус — иногда приходится пользоваться множеством разрозненных систем, что может немного запутать эксперта, и без того нервничающего из-за первого запуска своего курса.
Поэтому мы в Mentoreum стремимся к формату экосистемы. И конструктор курсов мы построили так, чтобы эксперт мог пошагово двигаться от создания курса до получения результатов и их аналитики. Все это — в формате единого окна.
А чтобы ученикам было удобно получать материалы, мы запустили рассылки по email и в мессенджерах VK и Telegram. Помните, мы рассказывали про этот кейс в статье о микрообучении?
На эту функцию у нас далеко идущие планы. После первого запуска мы будем добавлять новые блоки и обучающие модули, которые помогут блогерам и экспертам запускать первые онлайн-курсы.
Если вы сталкивались с проблемами, о которых мы в этой статье не рассказали, обязательно нам напишите. Будем развивать конструктор курсов и контент!