Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

В условиях высокой конкуренции и постоянных изменений на рынке, маркетинговая стратегия перестала быть просто дополнительным инструментом — она стала основой для развития любого бизнеса. Статья — пошаговая инструкция к применению.

Независимо от сферы деятельности компании, каждому предпринимателю необходимо определить, как именно он будет выстраивать коммуникации с клиентами, выделяться на фоне конкурентов и удерживать свои позиции на рынке.

Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

На связи NELU – маркетинговое агентство полного цикла: разрабатываем и реализуем стратегии и digital-решения, которые помогают запустить или масштабировать бизнес. Средний показатель возврата инвестиций в проектах – 307,23%.

В этой статье мы подробно разберем, что такое маркетинговая стратегия, в каких случаях она необходима и какие шаги необходимо предпринять для ее разработки.

Что такое маркетинговая стратегия?

Маркетинговая стратегия — это подробный план действий, который определяет, как компания будет продвигать свои продукты или услуги на рынке.

Такая стратегия включает в себя:

  • Определение целей и задач бизнеса
  • Глубокое исследование конкурентного поля
  • Глубокое исследование целевой аудитории
  • Стратегию продвижения и достижения бизнес-целей
  • Разработку конкретных маркетинговых мероприятий и активностей
  • Тактический план продвижения на год
  • Предполагаемый бюджет и детальные расчеты по КРІ
  • Список каналов продвижения, инструментов и методы их внедрения

Основная цель стратегии — обеспечить устойчивый рост и развитие компании. В зависимости от целей и ресурсов бизнеса могут быть использованы различные виды стратегий, каждая из которых направлена на решение конкретной задачи.

Например:

  • Увеличить узнаваемость бренда и повысить лояльность аудитории
  • Открыть филиалы в других городах или создать новый продукт
  • Нарастить прибыль и увеличить количество продаж
  • Расширить присутствие на существующем рынке
  • Повысить конкурентоспособность и предложить клиентам уникальные решения, которых нет у конкурентов

Для чего нужна маркетинговая стратегия?

Важно понимать, что стратегия не является универсальным решением всех проблем, однако при грамотном подходе она может стать настольным инструментом любого бизнеса.

По большому счету, стратегия маркетинга нужна каждой компании независимо от отрасли и размера. Даже для небольших стартапов базовый план продвижения продуктов или услуг является ключом к успешному выходу на рынок и масштабированию.

Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

Маркетинговая стратегия нужна для того, чтобы иметь:

1. Единое видение развития бизнеса

  • Уникальное позиционирование компании на рынке
  • Понимание сильных/слабых сторон конкурентов и выявление возможностей для роста
  • Согласованность всех маркетинговых активностей
  • Понимание целевой аудитории и способов взаимодействия с ней

2. Практические инструменты для роста

  • Пошаговый план действий на 12-18 месяцев
  • Медиаплан для всех маркетинговых мероприятий и активностей с разбивкой бюджета
  • Метрики определения эффективности каналов продвижения
  • Повышение эффективности работы с подрядчиками

3. Измеримые бизнес-метрики

  • Сокращение маркетингового бюджета на ~20-30% за счет точечного воздействия
  • Повышение эффективности рекламных инвестиций на 30-45%
  • Сокращение стоимости привлечения клиента на ~20-30%
  • Возможность увеличение среднего чека на ~15-25%
Все приведенные цифры являются усредненными и основаны на нашем опыте работы с различными бизнесами. В реальной практике точные данные можно получить только после внедрения сквозной аналитики и измерения показателей.

Этап 1. Погружение в бизнес

Фундаментом начала разработки успешной маркетинговой стратегии является детальное интервью с ключевыми лицами компании для полного погружения в бизнес.

Это позволяет собрать и проанализировать всю необходимую информацию: текущие показатели продаж, существующие каналы продвижения, историю развития бренда, проблемы, задачи, а также бизнес-цели и KPI.

На основе этих данных формируется первичное видение развития бизнеса, которое становится основой для дальнейшей работы.

Этап 2. Анализ и исследование

На следующем этапе важно провести глубокий анализ и исследование рынка, конкурентов и целевой аудитории.

2.1. Анализ рынка

Как правило этап начинается с изучения объема, динамики и трендов рынка, чтобы понять, в каком направлении движется индустрия и какие возможности открываются перед компанией – как в данный момент, так и в перспективе 2-3 лет.

2.2. Конкурентный анализ

Следом идет изучение стратегий конкурентов, их сильных и слабых сторон, ценовой политики, каналов продвижения и share of voice в digital-среде. Все это так же помогает в формировании понимания динамики и трендов рынка.

2.3. Анализ целевой аудитории

Один из важнейших этапов анализа — исследование целевой аудитории.

  • Первым делом необходимо составить профиль ЦА, который включает демографические и географические характеристики, уровень дохода и особенности образа жизни.
  • Затем изучаются привычки, боли, возражения, мотивация к покупке и процесс принятия решений у аудитории, на основе которых формируется подробный портрет.
  • Далее проводится сегментация аудитории с приоритизацией сегментов и описанием особенностей работы с каждым из них.

Благодаря такому подходу становится появляется точное понимание того, что влияет на выбор клиента, какие проблемы он хочет решить и как предложить ему оптимальное решение через продукт компании.

2.4. SWOT-анализ и генеральная идея

На основе всей собранной информации проводится SWOT-анализ бизнеса, чтобы выявить сильные и слабые стороны компании, а также оценить внешние угрозы и возможности.

Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

Что, в свою очередь, ведет к формированию генеральной идеи:

  • Ключевое понимание потребности целевой аудитории
  • Формулирование основного конкурентного преимущества (УТП)
  • И отстройка от конкурентов – характеристики, выделяющие компанию на рынке

Этап 3. Создание бренд-платформы

Следующим этапом разработки маркетинговой стратегии является создание бренд-платформы. Это инструмент, который объединяет в себе все ключевые элементы бренда и определяет, как он будет восприниматься на рынке.

Бренд-платформа служит основой для всех маркетинговых и коммуникационных материалов с точки зрения создания сильного позиционирования и имиджа компании.

3.1. Идеологический контур

Часть, которая определяет основные цели, ценности, миссию и видение бренда, а также его философию и принципы. Это по сути “душа” бренда, которая объясняет, зачем бренд существует, какие проблемы аудитории он решает и какие убеждения лежат в основе его деятельности.

Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

3.2. Платформа бренда

Вторым шагом является непосредственно разработка платформы бренда, которая выстраивается на основе идеологического контура и включает в себя несколько ключевых элементов, которые создают целостное и последовательное восприятие бренда на рынке:

  • Позиционирование
  • Характер бренда
  • Обещание бренда
  • Причины доверять

Этап 4. Маркетинг и инструменты продвижения

На заключительном этапе разработки стратегии маркетинга определяются основные каналы продвижения и необходимые инструменты, а так же методы их внедрения. В совокупности это обеспечивает успешное продвижение компании на рынке.

Основой становится маркетинг MIX – комплекс, который компания использует для продвижения своего продукта или услуги на рынке.

4.1. Product (Продукт)

Элемент включает все, что связано с самим продуктом или услугой, который предлагается клиентам. Основные аспекты:

  • Характеристики и качество: Как продукт решает потребности или проблемы клиентов, его основные характеристики, функциональность и качество.
  • Упаковка и дизайн: Внешний вид, удобство упаковки и эстетическая составляющая, которая может повлиять на восприятие продукта аудиторией.
  • Ассортиментная матрица: Определение того, какие продукты и услуги компания будет предлагать своим клиентам в первую очередь, а также какие продукты и услуги будут использоваться для кросс-продаж, допродаж и т.д.
  • Жизненный цикл продуктов: Управление различными стадиями жизни продукта от выхода на рынок до вывода с рынка.
  • Развитие продуктовой линейки: Планирование расширения или обновления ассортимента с учетом изменений потребностей клиентов, рыночных трендов и новых возможностей.

4.2. Place (Место)

Элемент фокусируется на каналах распространения и методах доставки продукта до конечного клиента. Основные аспекты:

  • Каналы дистрибуции: Выбор подходящих каналов для продажи, включая онлайн-платформы, розничные магазины, партнеров и посредников.
  • Географическое покрытие: Определение, на каких рынках или в каких регионах будет продаваться продукт.
  • Точки продаж: Включает выбор мест для продажи (офлайн и онлайн-магазины), включая локацию магазинов и работу с дистрибьюторами.

4.3. Promotion (Продвижение)

Элемент охватывает все методы коммуникации с аудиторией для стимулирования продаж и повышения осведомленности о продукте. Основные аспекты:

  • Реклама: Как и где будет продвигаться продукт — телевидение, радио, интернет, наружная реклама и т. д.
  • PR: Стратегии, направленные на формирование позитивного имиджа компании через пресс-релизы, мероприятия и другие инструменты.
  • События и выставки: Организация презентаций, участие в выставках, вебинарах или других мероприятиях, направленных на привлечение внимания.
  • Цифровые каналы: Интернет-маркетинг, социальные сети, контент-маркетинг, SEO и другие инструменты для продвижения онлайн.
  • Ко-брендинг и партнерства: Сотрудничество с другими брендами для взаимного продвижения продуктов и расширения аудитории.

4.3. Price (Цена)

Элемент связан с установлением привлекательной для целевой аудитории стоимости, но при этом обеспечивающей прибыль компании. Основные аспекты:

  • Ценовая стратегия
  • Ценовая эластичность
  • Скидки и акции

Все четыре элемента маркетинг MIX'а работают вместе, чтобы эффективно продвигать продукт или услугу на рынке. Однако, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть использованы различные и более объемные вариации этого комплекса.

Маркетинговая стратегия: что это, для чего она нужна и как ее разработать?

В более расширенной версии маркетинг MIX'а могут быть добавлены дополнительные элементы, такие как People (Люди), Process (Процесс) и Physical Evidence (Физическое окружение).

Итог

Грамотно разработанная и внедренная маркетинговая стратегия помогает не только привлекать новых клиентов, но и удерживать существующих, увеличивает узнаваемость бренда и способствует увеличению присутствия компании на рынке.

В результате вы получаете подробный план действий по достижению бизнес-целей компании, который в дальнейшем помогает экономить до 40% бюджета на продвижении.

Вместо хаотичных действий вы получаете пошаговое руководство по:

  • увеличению продаж
  • усилению позиций бренда
  • отстройке от конкурентов

Именно поэтому маркетинговая стратегия важна для бизнеса любого размера. Продуманный план продвижения продуктов или услуг — ключ к успешному выходу на рынок, масштабированию и устойчивому развитию компании.

Если вам интересно развитие и продвижение вашего бизнеса, свяжитесь с нами и мы вместе придумаем, как решить вашу задачу, привлечь аудиторию и кратно увеличить количество продаж.

Оставить заявку на сайте: neluagency.ru

Связаться с нами напрямую в телеграм:

Начать дискуссию