Семь небанальных трендов в маркетинге и бизнесе в 2025 году в России
Если загуглите про тренды 2025 года в маркетинге, то куча статей вам выдаст, что ключевые тренды про ИИ и его проникновение в бизнес, омниканальность, мобильный трафик, метавселенные и прочее, что звучит уже пару лет как и будет звучать еще пару лет точно.
Но это тренды в частных инструментах. Реально же важные процессы и изменения совсем в других плоскостях.
1. Digital-маркетинг в привычном понимании и наборе инструментарий и дальше уверенно теряет позиции в России
Онлайн-площадок все меньше и меньше, таргет и контекст все дороже и дороже за счет занятости площадок крупными игроками, аудитория все более рассредоточена по куче площадок, вовлеченность общая аудитории все меньше. Все привычные воронки из серии прогревов в блогах, запуска таргета под бесплатные вебинары потеряли эффективность.
Что делать? Расчехлять знания по экономике и маркетингу. На арену вновь выходит классический маркетинг и классические маркетинговые инструменты. Эра маркетологов без профильного образования постепенно начинает сходить на нет.
2. Кратное удорожание рекламы и аудитории
Из-за того, что кратно снизилось количество площадок для рекламы, оставшиеся эффективные площадки и инструменты занимают крупняки, готовые и могущие, естественно, платить больше. Отмечу, что речь об официальных площадках, потому что - см. пункт 3Что делать? Искать индивидуальные стратегии развития бизнеса, исходя из ваших ресурсов: знаний, связей, денег, имеющейся клиентской базы и пр.
3. Рост роли государственного внимания к малому бизнесу
Как прямого (ибо проверки все более активны), так и косвенного. Крупный бизнес всегда был под большим вниманием. Но теперь государству нужно пополнять бюджет и внимание на средний, малый и микро-бизнес стал эффективен. Хотите оставаться на рынке - играйте по правилам. Отсюда, компании, ориентированные на кратный рост в России, не будут использовать обходы блокировок и инструментов для рекламы
Что делать?
- Внедрять GR в компанию, понимать логику работы госструктур, уметь разговаривать грамотно (а не на юридическом или профанском языке) с госструктурами и грамотно реагировать на запросы с их стороны.
- Вычищать бизнес - уменьшать серые зоны, нивелировать риски проверок.
- Внедрять "политический маркетинг" - фильтровать офферы и продукты через призму соответствия политике.
4. Живые мероприятия, большая вовлеченность брендов в клиентов дает в разы больше эффективности и лояльности клиентов, чем сторис, рилсы и прочие станадртные инструменты диджитала
Рост виртуальности многих процессов нашей жизни породил как негативные последствия, так и взростил на новом уровне потребность в живом общении.
Что делать?
- Внедрять активное живое общение с клиентами.
- Больше внимание уделять персоналу, которые общаются с клиентами, и больше возможностей прямого контакта клиента с собственником компании.-
Наращивать личные связи собственника/ ген директора с конкурентами, подрядчиками, партнерами.
Кстати. Мы тут недавно проводили исследование о качестве работы одной компании. Все, абсолютно все респонденты, называли абсолютным плюсом "ваши менеджеры очень приятные в общении, очень понимающие и готовые решить любую проблему".
5. Онлайн образование больше "не запускается" и онлайн-школы умерли как бизнес-модель
Запуски в их стандартной схеме "набрал много аудитории на бесплатный вебинар/ курс" - "продал основной курс" - "добил на высокий чек индивидуальной работы" работает все хуже и хуже. Потому что а) все привыкли, б) курсов уже много, а некачественных все больше и больше, в) юридическая основа такого хлипка как для клиента, так и для самого
Что делать?
Не делайте ставку на открытие продажи онлайн курсов через блог. У кого-то еще и может сработать, но бизнес-модель уже мертвая. Хотите онлайн образование? Делайте полноценный бизнес, с лицензией, методологией, юридически грамотным пакетом остальных документов, преподавателями, наемными сотрудниками, менеджерами, финансовым учетом и прочими атрибутами полноценного твердого бизнеса.
6. Бизнес с нуля больше не вырастить
Увы, но эра простого выхода на рынок прошла. Из-за всего вышеперечисленного кратно возрастают и будут возрастать затраты на запуск любого бизнеса.
Что делать?
Не заниматься ерундой. Хотите бизнес? Продумайте полноценно продукт и аудиторию, посчитайте и оцените емкость ниши, пропишите все бизнес-процессы, посчитайте от и до финансовый план. Если бизнес требует вложений, а у вас их нет, оцените адекватно ваши возможности взять кредит или найти инвестора.
7. Внимание к продукту, а не маркетингу
Приоритет продаж перед продуктом по-прежнему еще остается, но работает только в коротком периоде. Если вы планируете не просто большой объем продаж в первый год и виральность продукта (это обеспечивается банальной схемой "выкупить рекламу у всех блогеров на всех площадках, чтобы аудитория ютуба/запрещеносети постояно слышала о продукте), но и возврат клиентов - продукт должен быть высокого качества.
Что делать?
- изучение конкурентов, технологий и потребностей ваших клиентов;
- как ни странно: отказ от маркетинговых агентств в пользу своих маркетологов, кто будет сконцентрирован на вашем продукте, ваших процессах и будет учитывать все нюансы при формировании и реализации маркетинговой стратегии.
Кто что еще может добавить? Только без банальщины ;)
Не знаю на сколько это не банальщина но добавлю:
1) Мультисервисность и построение экосистем
2) Гипперперсонализация и ABM маркетинг не только в B2B
3) Упрощение и удешевление всего что только можно упростить и удешевить
Согласна со всеми трендами, но они скорее идут уже не первый год и будут идти еще не один. И они для меня видятся очень логичными для мира в целом в данном историческом периоде. Объясню:
- Мультисервисность и экосистемы - это логичный этап в развитии диджитала. История нам показывает, что рынок давлеет от этапа свободной конкуренции к олигополиям (это когда есть несколько больших компаний и много мелких) или монополистической конкуренции. По-сути, экосистемы - это те самые олигополии в мире диджитала.
- ABM был всегда стандартом хорошего отдела продаж и грамотный маркетинг всегда работал с теми же A-клиентами наиболее аккуратно и прицельно. Просто не все считали нужным это делать. И вот сейчас на мой взгляд, наконец, когда простые инструменты трафика уходят и становятся недоступны, микро- и малый бизнес начал-таки работать на качество осознанно.
- Упрощение и удешевление - логика кризиса. По-сути, история экономики нам об этом и говорит: кризис проходят те компании, которые находят способы сокращать затраты (а отсюда и упрощение бизнес-процессов).
Печально, но да