Скандал из-за «меда»
Расширение для браузера Honey, предназначенное для поиска выгодных предложений, обвиняется в обмане клиентов и пользователей YouTube.
🔥 Еще больше интересного в моем канале продуктовые штучки
Что за сервис?
Основатель сделал расширение для браузера (сначала для себя), который автоматически находил купоны и промокоды, позволяющие покупать товары в интернете со скидками.
Дальше расширение заинтересовало пользователей и завирусилось. Меньше чем за два месяца оно набрало 125 тысяч установок в браузере Chrome, причем почти 100 тысяч человек активно использовали его каждую неделю.
Число установок расширения продолжало органически расти: к марту 2014 года оно достигло отметки в 900 тысяч пользователей.
Сервис Honey был основан в 2012 году и куплен PayPal за $4 млрд в 2020 году. Для PayPal это приобретение стало крупнейшим в истории на тот момент.
Про расширение говорили сотни самых популярных блогеров, включая MrBeast, в своих рекламных интеграциях Honey. В ходе расследования насчитали примерно пять тысяч роликов на более чем тысяче каналах.
Что произошло?
Расширение браузера PayPal Honey, в теории, является удобным способом находить более выгодные предложения на продукты во время покупок в Интернете. Но на практике, кажется, это не так.
Недавно блогер MegaLag выпустил видео, в котором показал, как Honey обманывает пользователей и блогеров.
За четыре дня это видео стало самым популярным на его канале, сейчас у него почти 15,5 миллионов просмотров и 1,1 миллиона лайков.
Что делал Honey?
Во-первых, сервис автоматически подменял реферальные ссылки блогеров на свои, тем самым блогеры не получали свое вознаграждение.
MegaLag не первый, кто говорит об этом. В сообщении Twitter от 2021 года рекомендуется использовать коды скидок Honey в другом браузере, чтобы избежать присвоения партнерского вознаграждения. Сотрудник Linus Media Group также объяснил в ответе на форуме 2022 года, что Linus Tech Tips исключил Honey из числа спонсоров из-за его практики партнерских ссылок.
Во-вторых, сервис скрывал от пользователей самые выгодные скидки.
MegaLag отмечает, что в ходе расследования ему регулярно удавалось находить промокоды вручную, которые расширение Honey просто игнорировало.
Довольно часто сервис предлагает воспользоваться купоном или промокодом, но потом сообщает, что скидку найти не удалось и текущая цена — лучшая на данный момент.
Согласно видео MegaLag, игнорирование более выгодных предложений является особенностью партнерства Honey с розничными клиентами.
За MegaLag последовали и другие крупные видеоблогеры. Например, Маркес Браунли (технологер с 19,7 миллионов подписчиков) вырезал упоминание сервиса из своих видео и удалил ссылки в описании.
Стоит отменить, что Amazon еще в 2020 году (сразу после покупки сервиса PayPal) сообщил своим клиентам, что Honey представляет угрозу безопасности.
Какова реакция?
Вице-президент по корпоративным коммуникациям PayPal Джош Криско в электронном письме изданию The Verge сообщил, что «Honey следует отраслевым правилам и практикам, включая атрибуцию последнего клика».
Тем временем MegaLag в ближайшее время обещает выпустить продолжение, в котором расскажет о других мошеннических схемах PayPal. Но даже первый ролик серьезно ударил по репутации Honey.
По информации на 3 января, инфлюенсеры подают в суд на PayPal из-за Honey. Они утверждают, что Honey забрала их партнерскую комиссию, неправомерно приписывая себе заслугу в стимулировании продаж.
В исках есть просьба к суду рассмотреть, что является честной игрой в мире партнерского маркетинга, который, по данным Adobe Analytics, принес около 20% дохода электронной коммерции в США в Киберпонедельник.
Партнерский маркетинг — это практика, в которой YouTuber'ы и другие создатели контента получают комиссию, если они вдохновляют на покупку.
5 января пришла новость, что еще один популярный ютьюбер LegalEagle назвает браузер «спящей пиявкой» и подает в суд и добивается признания иска коллективным.
«Что еще более иронично, PayPal привлекает создателей контента и влиятельных лиц для продвижения расширения браузера Honey среди своей аудитории, фактически позволяя ему присваивать себе комиссии и другие преимущества, от которых зависят доходы этих самых создателей».
Можно не сомневаться, что эта история существенно подорвет репутацию и бизнес Honey, и скажется на репутации PayPal. На фоне скандала Honey уже потерял более 3 миллионов пользователей меньше чем за 2 недели. И это - только начало.