Размер имеет значение?

Разговор пойдет о размере стратегии. Стратегия – явно что-то серьезное и важное, поэтому воображение рисует нечто внушительное толщиной с хороший кирпич. Лежит такой том в глубине директорского стола, и хорошо если кто-то помнит о его существовании.

Размер имеет значение?

Однако золотой стандарт – это стратегия на 1-2 страницах А4. Тогда почему же на разработку стратегии требуется столько времени? Зачем все эти стратегические сессии, мозговые штурмы, рассуждения и тем более помощь консультантов? В чем сложность? Один листочек написать??? ☝ Бывают такие листочки. И не в том дело, что трудно написать несколько абзацев, а трудно принять обоснованные решения, которые в этих абзацах описаны. Ошибка при принятии этих решений может быть фатальной. Так что не будем путать форму с содержанием. Разработанная стратегия – это выглядывающая из воды макушка айсберга или верхняя точка пирамиды. 1 Работа начинается с основания – со сбора данных для принятия решений. Если речь идёт о большом бизнесе с большим количеством подразделений, направлений и сотрудников, то этот процесс занимает месяцы, особенно если в компании не заведена или хромает практика регулярного внешнего и внутреннего мониторинга. 2 Собрать какие-то данные – даже не полдела. Их еще нужно верифицировать, то есть проверить на правильность, чтобы на следующем шаге не обрабатывать пустоту. 3 Если информация собрана и проверена, можно приступать к ее обработке. Суть заключается в сопоставлении и ранжировании данных, чтобы отобрать из них максимально значимые для настоящего и будущего компании. Обработка производится с помощью инструментов стратегического анализа. 4 Когда важное отделено от неважного и проранжировано, на этой основе можно сформулировать корневые проблемы компании – уже существующие и будущие, которые возникнут в ходе успешного или неуспешного развития. А также настает пора сформулировать основные зоны роста и векторы развития, которые поддерживаются рыночными возможностями и внутренними ресурсами. 5 Теперь пора принимать первые решения. Куда и зачем идем? За счет чего побеждаем? Какие проблемы решаем? Какие не решаем? Чего именно хотим добиться? 6 Но напринимать решений – недостаточно. Вдруг это лишь мечты и хотелки, и компания сломает себе хребет, гоняясь за миражами? 7 Придется смоделировать выбранные сценарии развития, обсчитать в цифрах, убедиться в работоспособности, скорректировать цели, а то и все решения предыдущего этапа. Еще нужно смоделировать риски, проверить поддаются ли они управлению, оценить возможности для восполнения ресурсов… 👍 Только то, что прошло проверку моделированием и расчетами, заслуживает упоминания на итоговой страничке под заголовком «Стратегия развития». И это я еще ничего не говорю о важнейшей части стратегии – ее фундаменте или смысловом ядре, без которого вся описанная мной пирамида просто рухнет как многоэтажка на болоте. О смысловом ядре разговор особый, и он тоже не из одного пункта состоит. Смотрим на аккуратную страничку или две, особенно если это чужая стратегия, и думаем: а что тут непонятного было? Из-за чего сыр-бор? Это же просто. Вот только на самом деле нельзя ни понять, ни принять стратегию, в разработке которой не участвовал. Стратегия – не только итоговый документ, но и весь путь, который к нему привел. Путь поэтапного принятия важнейших решений, от которых зависит будущее компании. Если путь пройден с участием всех заинтересованных лиц, которые будут непосредственно участвовать в реализации стратегии, то эти странички станут важным и живым инструментом, которым компания будет руководствоваться при принятии любых значимых решений. Так что хорошая стратегия – это маленький документ в конце большого пути, который фиксирует очень большое итоговое решение, принятое на базе длинной цепи решений помельче.

🏆💯 Хотите пригласить меня в качестве спикера на семинар, форум, конференцию? 👇 Напишите мне в личный Telegram https://t.me/sandra_sellmore

Начать дискуссию