Почему бизнесу нужно постоянно отслеживать потребительские тренды рынка?
Есть такое забавное слово -«трендеть». В обиходе оно используется для того, чтобы сказать собеседнику о том, что он говорит ерунду.
Cлово «тренд» в широком смысле означает направления развития в какой-то области.
Поэтому перед каждым предпринимателем есть простой выбор: считать тему о трендах ерундой, не имеющей отношение к бизнесу или важным вопросом, имеющим отношение к стратегии бизнеса.
Как правило, о трендах в бизнесе говорят в 2-х направлениях:
- используемые инструменты (например в маркетинге, digital-маркетинге, управлении персоналом, менеджменте и тд)
- изменение поведения и потребительских привычек крупных групп потребителей
Оба эти направления важны.
На мой взгляд, понимание трендов в области поведения потребителей в долгосрочной перспективе более актуально для бизнеса.
Знание этих трендов позволяет создавать устойчивую основу для развития компании.
В подтверждение этого я хочу привести примеры, касающиеся изменения поведения потребителей и, как следствие, появление новых продуктов и новых бизнесов.
Один из мощнейших трендов последних десятилетий связан с отказом от собственности на материальные активы.
Имя тренда — «sharing economy»
Посмотрим как этот тренд повлиял на офисную недвижимость.
Некоторое время тому назад компании рассматривали 2 варианта для своего офиса.
- Аренда офисных помещений
- Приобретение в собственность офисных помещений
Относительно недавно появилась новая форма использования офисной недвижимости — Ковокинг.
Такие же изменения произошли в жилой недвижимости.
Кроме приобретения квартиры в собственность и аренды, появился новый формат — Коливинги.
Тоже самое происходит в автомобильной отрасли.
Сначала была возможность приобретения автомобиля в собственность.
Приобрести автомашину в аренду на несколько дней можно было в краткосрочных туристических поездках или командировках.
Несколько лет тому назад появилась услуга предоставления автомобиля на некоторое время для переезда из пункта А в пункт Б (каршеринг).
Продолжение последовало недавно.
Компания Volvo предложила услугу долгосрочной аренды автомобиля для физических лиц на любой срок. При этом водитель отвечает только за оплату парковок, заправку и мойку автомобиля. Все остальное обеспечивает компания.
Важные вопросы.
- Что привело к появлению новых продуктов и бизнесов?
- Какие изменения в жизненных ситуациях произошли у потребителей?
- Почему стали меняться потребительские привычки?
Давайте подумаем над этими вопросами.
Начнем размышления с другого вопроса.
Что дает собственность человеку?
Есть такое замечательное слово — основательность.
Собственность создавала основу жизнедеятельности человека и семьи.Однако обладала серьезным недостатком — привязывала к месту.
Налагала определенные обязательства по уходу за собственностью (поддержание в надлежащем виде и обеспечение ее сохранности).
В наше время мобильность стала одним из ключевых факторов изменений.
Простой пример: были просто телефоны, появились мобильные телефоны.И мобильность проникают в нашу жизнь все больше.
В связи с этим для части потребителей мобильность становится одним из ключевых факторов, влияющих на их поведение и потребительские привычки.Как только это стало очевидным, сразу стали появляться новые продукты и бизнесы.
Важно.
Устойчивый бизнес отличается тем, что постоянно сканирует внешнюю среду и ищет новые тенденции, которые могут повлиять на формирование новых запросов потребителей.
А дальше, как в простой житейской поговорке:
«Кто первый встал, тому и тапки»
Одна из важных задач, которая решается при проведении стратегического анализа — это выявление трендов во внешней среде.
При использовании одного из базовых инструментов стратегического анализа — SWOT-анализ существующие и возможные тренды выделяются в разделах Возможности и Угрозы.
Вопрос, который вынесен в заголовок.
Почему бизнесу нужно постоянно отслеживать потребительские тренды рынка?
У художника Ильи Кабакова есть картина с интересным названием.
«В будущее возьмут не всех»
Для того, чтобы у бизнеса было будущее, нужно о нем, как минимум думать!
Одно из направлений для размышлений — это понимание причин поведения ваших целевых потребителей.
Что лежит в основе их потребительского поведения сейчас?
Какие тренды в социальной среде уже есть и начали появляться?
Как эти тренды могут повлиять на ваш бизнес?
Успехов в изучении трендов и покупательских привычек вашей целевой аудитории!
Александр Тимошин «Дерзни увидеть»