Как собирать и использовать данные клиентов, не нарушая конфиденциальности: 6 основных шагов
Привет! На связи отдел маркетинга и PR enKod =)
Данные клиентов помогают бизнесу лучше их знать – как текущих, так и потенциальных. Но как и какие данные собирать, чтобы не нарушать закон? Разберём пошагово в этой статье.
Шаг 1. Выясните цели сбора данных
Чётко обозначьте, какая информация о клиентах вам нужна и зачем, как она повлияет на вашу бизнес-стратегию? Так вы не только избежите избыточного объёма данных, но и покажете клиентам заботу об их конфиденциальности.
Для этого:
- Определите запросы бизнеса. Это может быть, например, повышение продаж за счёт анализа клиентских предпочтений или улучшение общего качества обслуживания. Выберите цель, для которой нужно анализировать данные клиентов.
- Собирайте минимальный объём данных. Ограничьтесь только той информацией, которая действительно нужна для достижения ваших целей.
- Используйте анонимные данные, если идентификация не нужна. Например, если анализируете поведение на сайте, можно сделать это без привязки к личности пользователей.
Шаг 2. Получайте явное согласие клиента
В первую очередь, это требование закона – подробнее рассказали в предыдущей статье. Речь о Федеральном законе «О персональных данных» (ФЗ №152-ФЗ), который требует получения согласия пользователей на обработку их данных.
Кроме того, это покажет ваше честное и бережное отношение к клиентам, что повлияет на их лояльность к вам.
Как правильно получить согласие:
- Объясните клиенту цель сбора данных. Например, расскажите, что информация будет использоваться для создания персонализированных рекомендаций или улучшения сервиса.
- Используйте понятные формулировки. Напишите простым языком важные детали в соглашениях и уведомлениях о конфиденциальности.
- Дайте выбор. Предложите клиентам возможность отказаться от сбора данных, если они не хотят делиться личной информацией.
Если вы только запускаете сбор данных, обязательно прочитайте, как сделать это легально и эффективно для бизнеса.
Шаг 3. Сохраняйте прозрачность для клиентов
Прозрачное информирование клиентов о том, как и зачем вы используете их данные, помогает создать атмосферу доверия.
Для этого:
- Составьте открытую политику конфиденциальности. Дайте возможность пользователям прочитать все условия обработки их данных – пропишите их и храните в открытом доступе, например, на сайте.
- Предоставляйте инструменты управления данными. Обеспечьте клиентам возможность легко управлять своими данными, например, редактировать или удалять информацию через личный кабинет.
- Будьте открыты для обратной связи. Предлагайте клиентам оставлять отзывы о вашем подходе к защите данных и вносите улучшения на основе их предложений.
Шаг 4. Собирайте только нужное
Принцип «только нужных данных» предполагает, что вы собираете только ту информацию, которая нужна для конкретных целей, а не «на всякий случай».
Для этого:
- Разделите процесс сбора на этапы. Сначала собирайте основную информацию, а дополнительную – запрашивайте по мере необходимости.
- Проверяйте актуальность данных. Регулярно проверяйте, какие данные храните, чтобы удалить устаревшие или ненужные.
О том, где и как хранить собранные данные о клиентах, рассказали в этой статье.
Шаг 5. Используйте анонимизацию и псевдонимизацию
Анонимизация и псевдонимизация помогают снизить риски, связанные с конфиденциальностью, и при этом использовать информацию.
- Анонимизация – полное удаление связи между данными и личностью клиента, что подходит для анализа общих трендов или статистики.
- Псевдонимизация – это временное скрытие личности клиента, и восстановление её только при необходимости. Часто используется в сфере здравоохранения, при проведении различных исследований, когда нужна обработка реальных данных, но без связи с личностями.
Эти методы обеспечивают дополнительный уровень защиты, который часто является необходимым для соответствия требованиям закона.
Шаг 6. Обеспечьте безопасность хранения данных и управление доступом
Защита данных клиента — супер-важный этап. Чем лучше защита данных, тем меньше рисков для репутации компании и доверия клиентов.
Для этого:
- Шифруйте данные. Храните конфиденциальную информацию в зашифрованном виде, чтобы предотвратить её утечку.
- Управляйте доступом. Предоставляйте доступ к данным только тем сотрудникам, кому он действительно нужен для выполнения задач.
- Регулярно обновляйте систему безопасности. Внедряйте актуальные меры защиты и тестируйте на уязвимости, чтобы предотвращать кибератаки.
Важно не просто собирать данные, но и хранить их максимально безопасно. Для этого нужно заранее продумать способы хранения с возможностью обработки.
Самый простой вариант – использовать CDP-платформу, которая поможет собирать, хранить и обрабатывать данные: 3 в 1. С её помощью вы сможете собирать данные клиента в едином профиле, отслеживать активность коммуникации с ним, историю покупок и много другой полезной информации.
В заключение главный совет
Честный бизнес выигрывает доверие и лояльность клиентов, что положительно влияет на эффективность. Поэтому долгосрочные отношения с клиентами – основа успешного бизнеса.
Будьте честны с клиентами и относитесь бережно к их данным. Так вы сможете завоевать их доверие и выстроить долгосрочные отношения. Это основа успешного бизнеса.
Больше про инструменты автоматизации маркетинга и повышения повторных продаж рассказываем в нашем Telegram-канале – подпишитесь =)
Желаем успехов!