Как выбрать подрядчика на маркетинговые услуги и не потерять время и деньги

В этой статье вы получите простой алгоритм действий, как выбрать и оценить подрядчика от формирования целей до заключения договора.

Речь пойдет про каналы трафика, которые можно отнести к performance маркетингу, то есть те, где показатели считаются от первого касания и до продажи. В большей части это Яндекс Директ и Avito, так как в этих каналах наша основная экспертиза, но в целом эти знания можно применить и к любым другим каналам трафика.

Как выбрать подрядчика на маркетинговые услуги и не потерять время и деньги

ШАГ 1

Рекламный канал

Как подступиться к новому каналу рекламы?

В новый рекламный канал лучше идти с подходом:

“Мы заходим сюда надолго, чтобы стабильно получать прибыль”

Для начала нужно понять, зачем вам тот или иной канал рекламы. При каких показателях для вас этот канал будет окупаться, и какие показатели плохие, а какие хорошие для вашего бизнеса.

Без понимания куда он вас должен привести, как долго вы готовы в него вкладывать, какой бюджет на этот год на него готовы выделить, бизнесу почти нет смысла начинать работу в новом канале.

Это будет любительский подход на уровне хобби, "попробую, если пойдут заказы, оставлю". Так тоже можно, и на это нужно планировать бюджет, но когда речь идет про каналы, с которых ваши конкуренты уже стабильно получают поток клиентов, подход "попробую" не подходит.

Как выбрать подрядчика на маркетинговые услуги и не потерять время и деньги

На начальном этапе цели и ожидания можно сформировать самому, но лучше сразу идти к маркетологу/специалисту по данному каналу, задача которого сделать прогноз и медиаплан. А также развеять мифы и сформировать правильные ожидания на основе опыта в канале и, что более важно, опыта конкретно в вашей нише.
Здесь часто бывают две проблемы:

  • бизнес идет к рекламному подрядчику с завышенными ожиданиями по каналу трафика, а подрядчик, даже заранее понимая, что ожидания завышены, подпитывает их с целью заключения договора.
  • или же обратная ситуация: бизнес сомневается в целесообразности вложения в канал рекламы, а менеджер со стороны подрядчика рисует золотые горы уже через 1-2 месяца совместной работы.

Сразу скажу, в большинстве каналов трафика в современных реалиях выдать бомбический результат в 1-2 месяц работы почти невозможно, и дело не в компетенциях маркетологов, а в том, что так устроен современный интернет маркетинг и рынок потребителя.

Под бомбическим результатом я имею в виду рост чистой прибыли, ни о каких заявках по 200 рублей речь не идет. Цена заявки и их количество это просто красивые цифры, смотреть нужно на количество продаж, средний чек, маржу, ROMI, ДРР, LTV и другие показатели. Ведь в конечном итоге все делается для получения прибыли бизнеса.

Завал менеджеров некачественными заявками, где люди в итоге не покупают, потому что у них неправильно выстроены ожидания, или просто приходит не та целевая аудитория - большая проблема, тк вы нагружаете менеджеров работой, за которую ни они, ни вы ничего не получаете.

ШАГ 2

Важность брифа

Чтобы аудитория, которая придет с рекламы, была целевая, а также для построения правильной воронки движения клиента к покупке, очень важно, чтобы подрядчик, с которым вы будете работать, максимально вник в ваш бизнес и продукт.

Без развернутого брифа по продукту и бизнесу маркетолог будет просто стрелять наугад, исходя из прошлого опыта, который может не подходить под данную задачу.

Пользу кастдевов здесь рассматривать не будем, это тема для отдельной статьи.

Важно запомнить, если ваш подрядчик не проводит подробный бриф, то скорее всего вы имеете дело с шаблонным подходом. Может быть это и не плохо, и даже может сработать. Но результаты будут на десятки процентов хуже, чем при глубоком погружении и построении грамотной цепочки от первого касания до продажи.

Бизнесу со своей стороны также важно погрузится в бриф и заполнить его максимально развернуто и открыто, здесь не должно быть тайн. Каждая такая “тайна бизнеса” это возможность роста, которую маркетолог сможет повернуть в вашу пользу.

Заполнять бриф в духе "у нас все как у всех" или "посмотрите, что предлагают наши конкуренты" - плохая идея. Конечно анализ конкурентов неотъемлемая часть работы маркетолога, но речь идет про как можно более подробное заполнение брифа.

ШАГ 3

Вовлеченность в процессы

Должен быть симбиоз подрядчика и бизнеса, но это вовсе не значит, что это должно занимать время руководителя бизнеса.

Тут важно правильно делегировать и назначить зоны ответственности.

Как выбрать подрядчика на маркетинговые услуги и не потерять время и деньги

Например, РОП дает показатели по конверсии из лидов во все следующие этапы (встреча, договор, оплата), а также данные по загрузке отдела продаж по дням недели и часам.

Исходя из этой конверсии, строится медиаплан, и в зоне ответственности РОПа будет работа с менеджерами, у которых проседает конверсия. А задача маркетолога, в том числе, подсветить проблемы в работе менеджеров в общем и в частности, а также разработать скрипты для данного конкретного канала рекламы.

Работу с репутаций и отзывами можно поручить PR специалисту в штате. Если такого нет, удобнее или выделить одного из менеджеров под эту задачу, или полностью делегировать работу с отзывами подрядчику по данному каналу.

Получать отзывы и запрашивать их очень важно, это как инвестиция, которая приносит прибыль, как сразу, так и в будущем. Но люди очень неохотно оставляют отзыв, и без доп мотивации, как менеджеров отдела продаж, так и ваших клиентов, их очень сложно получить.

Здесь крайне важно сразу выстраивать систему сбора отзывов и назначать ответственного за это направление.

Подрядчик должен постоянно запрашивать, а бизнес давать обратную связь по заявкам и аудитории, которая приходит с рекламы.

Это тонкий момент, здесь часто бывают ситуации, что бизнес бракует все лиды, списывая их на плохое качество рекламы, и действительно так бывает. Но чаще встречаются варианты, когда менеджеры со стороны бизнеса просто не готовы к работе с заявками из рекламы в интернете. Ведь с каждым каналом трафика разная специфика работы.

И если до этого менеджеры работали только на входящем потоке и сарафане, они просто не знают, как обрабатывать лиды так, чтобы доводить их до продаж.

Разные подходы менеджеров👇

  • Менеджер по продажам, который принимает заявки/звонки от клиентов из рекламы в интернете и доводит их до продаж, использует совершенно другой подход в общении с клиентами.
  • В сравнении с менеджером, который только принимает заявки от клиентов, которые по факту уже купили и осталось только согласовать детали заказа.
Они похожи, но разные.
Они похожи, но разные.

Можно или переучивать менеджеров и давать им шаблоны скриптов с контролем РОПа и маркетолога, или брать для этих задач готовых продажников.

И таких нюансов много. Подход, когда подрядчик просто списывает отсутствие продаж на плохую работу менеджеров, а бизнес в обратную во всем винит подрядчика - ведет в никуда.

Нужна синергия

Бизнес должен позволить маркетологам менять процессы в отделе продаж для увеличения сделок с конкретного канала трафика и роста выручки компании.

Подходы, где нет взаимодействия между маркетингом и бизнесом, чаще всего заканчиваются в первый же год.

Поэтому, выбирая подрядчика, нужно сразу смотреть на вовлеченность маркетолога еще на этапе брифования и презентации КП.

ШАГ 4

Показатели эффективности

Следующий, но не последний по важности момент, это показатели, по которым будет работать маркетолог. Они могут быть:

- верхнеуровневые, например, ctr, клики, контакты

- средне (лиды и их цена)

- глубокие (продажи, и их цена)

Лучше сразу работать с теми, кто анализирует продажи.

Все остальные подходы, в случае с рекламой в интернете, являются неполными и могут привести бизнес не туда, куда хотелось бы.

Если маркетолог оценивает продажи, то и в медиаплане, и в отчетах вы будете знать ROMI (показатель окупаемости затрат на маркетинг) и ДРР ( коэффициент, который показывает отношение расходов на рекламу к доходам от неё). А не просто лиды, которые к бизнес показателям ни имеют отношения.

Еще на этапе первого диалога с подрядчиком, нужно обращать внимание, какими понятиями он оперирует:

  • лиды и их цена
  • или продажи и прибыль компании

Смотреть кейсы из аналогичной ниши, или хотя бы смежной. Тут есть исключения, и можно выдавать крутой результат и не имея опыта в нише. Наличие кейса не гарантирует результат, но является большим преимуществом.

Выбирать вовлеченного и увлеченного своим делом маркетолога очень важно, это видно и слышно по разговору (если вы общаетесь с самим исполнителем).

Давайте подытожим

Основные моменты для продуктивного сотрудничества бизнеса с любым агентством/фрилансером по маркетингу на аутсорсе:

  • Оценить вовлеченность маркетолога на встрече и во время брифования
  • Посмотреть его кейсы в аналогичной или смежной нише
  • Обратить внимание на что делает акцент (на лиды или на продажи)
  • Как будет измерять результат работы и предоставлять отчеты
  • Какой прогнозируемый ROMI и ДРР
  • Узнать, будет ли контроль работы МОПов и помощь в построении продаж с данного канала

Пройдя по этим простым пунктам и сформировав правильные ожидания от рекламного канала, вы сможете легко выбрать подрядчика, который будет решать нужные вам задачи и освободит время для ведения бизнеса.

Если вы искали подрядчика для рекламы в Avito или Яндекс Директ, можете смело писать мне в ЛС💬.

Мы с командой работаем с глубоким погружением в продукт, оцениваем эффективность рекламы по прибыли, полученной бизнесом, и конечно помогаем выстраивать процессы в отделе продаж.

2
Начать дискуссию