7 важных нюансов хороших стратегических сессий
Как стратегическая сессия сможет помочь справиться с ростом затрат и налогов в 2025 году? Авторский взгляд президента Ассоциации добросовестных маркетологов из Сколково.
В статье описаны вот эти вопросы:
- Для чего проводятся стратегические сессии и кто на них присутствует?
- Две главных ошибки стратегических сессий.
- Что должно получиться в результате?
- Как повысить отдачу от стратегической сессии?
- Сколько должна длиться стратегическая сессия.
- Что можно сделать дополнительно, чтобы люди были воодушевлены после совместной работы?
- Когда и где лучше проводить стратегическую сессию?
Для чего проводятся стратегические сессии и кто на них присутствует?
Многие компании ежегодно проводят стратегические сессии.
Считается, что стратегическая сессия помогает определить приоритеты и выявить проблемы, которые надо решить. Также считается, что это мероприятие помогает сплотить команду.
Я бы добавил от себя, что частая проблема в компаниях, когда основатель ушёл вперёд, а команда отстаёт от своего лидера. И тянет его назад.
На мой взгляд, хорошая стратегическая сессия помогает сократить этот разрыв.
Обычно в стратегической сессии принимает участие директор, руководители и ключевые (значимые) сотрудники.
Две главных ошибки стратегических сессий.
Продолжая тему, хочу рассказать о разных нюансах стратегических сессий.
Одна из главных ошибок таких мероприятий — отсутствие первого лица на стратегической сессии.
Почему это важно?
Потому что собственник компании, как правило, является главным носителем стратегической информации. Без него работа может оказаться на уровень ниже. А ведь наша цель — получить максимальный результат.
Ещё одной из главных ошибок является ситуация, когда по итогам сессии получается план на год-два-три.
Но разве это ошибка?
Формально — нет. Просто такую работу правильнее называть тактической сессией, поскольку стратегия предполагает планирование на более длительный срок — от пяти до десяти лет. Годовой план — это скорее тактический подход.
Поэтому, когда мы делаем план на год-два-три, то обязательно добавляем туда несколько пунктов более долгосрочного характера, которые могут приносить эффект на протяжении 5-10 лет.
И тогда сессия может называться по-настоящему стратегической.
Что должно получиться в результате стратегической сессии?
Ответ — план действий, состоящий из нескольких десятков пунктов. Где каждый пункт на вес золота. В этом плане могут быть как очевидные действия, так и неожиданные решения.
План получается настолько ёмкий, что он рассчитан на несколько лет. Мы обрабатываем его по методу двойного ранжирования таким образом, что выполнение только первых 5-10 пунктов уже дают конкурентный рывок вперёд.
На мой личный взгляд, если использовать инструменты стратегического маркетинга, то план получается более прорывной и долгосрочный.
Такой план обычно кардинально не меняется, лишь частично корректируется, при необходимости, в зависимости от обстоятельств.
Я провёл несколько десятков таких стратегических сессий, и результаты всегда впечатляли — мы видели долгосрочный рост на протяжении многих лет.
Что касается сессий, результатом которых становятся планы на год или два, их лучше считать тактическими. Однако большинство предпочитает называть их стратегическими, потому что так звучит солиднее 🙂
Сколько должна длиться стратегическая сессия.
Длительность стратегической сессии у всех происходит по-разному.
Обычно 1 день или 2 дня.
Я несколько раз проводил даже экспресс-стратегическую сессию за 3 часа.
Мы действовали по правилу Парето «делаем 20% усилий, которые дают 80% результата». Всегда получалось отлично! Да и стоит дешевле, чем одно-двухдневная сессия.
Пунктов в плане конечно поменьше и это тоже хорошо — можно всё успеть сделать за год. Решения по качеству такие же прорывные.
Вот в чём различия моих стратегических сессий:
- Трёхчасовая экспресс-стратегическая сессия. На выходе план из 20-30 пунктов и каждый на вес золота.
- Однодневная стратегическая сессия. На выходе план из 40-60 пунктов и каждый на вес золота.
- Двухдневная стратегическая сессия. На выходе план из 100 пунктов и каждый на вес золота. Плюс моё сопровождение для неумолимого достижения результатов.
Что можно сделать дополнительно, чтобы люди были воодушевлены после совместной работы?
В конце стратегической сессии мы всегда награждаем людей за самые интересные идеи. Для этого мы с руководителем заказчиком определяем набор таких призов, где эмоциональная ценность превышает стоимость.
Например, сертификат ужина на двоих в каком-нибудь приличном кафе стоит относительно недорого, а эмоционально запомнится надолго.
А если это ужин в необычном месте, например, ужин на двоих в колесе обозрения то вообще 🔥🔥🔥
Такое запоминается на всю жизнь и мотивация резко повышается.
Ценность гораздо больше цены.
В итоге мы формируем пул из 5-10 разнообразных призов, которые приводят сотрудников в состояние счастья.
И они с большим воодушевлением берутся за реализацию пунктов стратегического плана.
Это особенно важно в наше время, когда на рынке труда кадровый дефицит.
Все эмоциональные призы открыть публично не могу, это уже мои секреты и я делюсь ими со своими заказчиками 🙂
Когда и где лучше проводить стратегическую сессию?
Самое удачное время проводить стратегическую сессию в конце ноября, начале декабря. Потом уже некогда будет, предновогодние дела закрутят.
Кто-то делает в январе и это тоже нормально. В начале февраля тоже ещё можно заскочить в последний вагон. Потом поезд уйдёт.
Конечно, с одной стороны, это затратное дело. С другой стороны, затраты не такие уж и космические, по силам компании любого размера. А вот эффект может быть двойной — и рост прибыли и рост лояльности сотрудников. Искренне считаю, что результаты после стратегической сессии будут выше, чем без неё.
Где лучше её проводить?
Можно и на работе. Но если провести вне рабочих стен, то эффективность может быть выше. Сотрудники лучше переключаются. Для этого, как правило, снимается подходящее помещение. Например, в отелях есть такие помещения.
А если есть возможность, то ещё лучше вывезти людей в интересное место. Например, когда люди приезжают ко мне в Сколково — это придаёт дополнительную мотивацию!
Резюмируем
Сейчас всё подорожает. Снова вырастут затраты. Плюс в этом году новые налоги. Поэтому будет давление на прибыль.
Спрос будет снижаться, это всегда происходит, когда растут цены. А значит конкуренция за клиентов ужесточится.
Важно при составлении годового плана 2025 учесть все эти текущие вызовы и сделать конкурентный рывок уже в первом квартале.
Важно сделать то, что не смогут повторить конкуренты. Здесь в помощь стратегический маркетинг.
Важно, чтобы план 2025 содержал пункты и на последующие годы. Стратегический подход окупается лучше всего.
И сейчас главный вопрос — не сколько стоит стратегическая сессия (она всё равно окупится, сколько бы не стоила). Главный вопрос — можно ли успеть провести стратегическую сессию в феврале, пока ещё не поздно?
Сейчас необходимо действовать, не ждать!
И действовать быстро и точно!
Спасибо, что дочитали до конца. Напишите в комментариях, проводите ли вы стратегический сессии. И как вы думаете, при прочих равных, на сколько больше можно заработать в 2025 году со стратегической сессией, чем без неё. Мой прогноз — на 20%. А ваш?
Личный сайт — стратегическоеутп.рф
Бизнес-школа — технологияроста.рф
Ассоциация — маркетологироссии.рф