Четыре направления современного комьюнити-менеджмента

Четыре направления современного комьюнити-менеджмента

Начал структурировать знания в области комьюнити-менеджмента, изучая труды и взгляды ведущих специалистов индустрии. Эта статья— попытка систематизировать современные методы управления сообществами.

Хочу это сделать для того, чтобы:

  • дать общее представление о трендах и подходах, продвигаемых на рынке;
  • показать, с каких сторон можно рассматривать комьюнити-менеджмент.

В материале я сосредоточился на зарубежных практиках. По моему мнению, именно за рубежом сфера комьюнити-менеджмента уже начинает обретать четкие контуры, в то время как на территории СНГ мы всё ещё ищем себя и собственные подходы. Помимо того, на зарубежном рынке различные подходы достаточно массовые по сравнению с единичными случаями в СНГ.

Для каждого направления выделил три ключевых аспекта:

  • Основной подход. Слоган или реплика, которым руководствуется средне-идеальный представитель направления.
  • Ценности. То, к чему стремятся специалисты.
  • Характерные признаки. Особенности, методы и практики, типичные для направления.

1. Аналитическое направление

Начнем с аналитического подхода, где основное внимание уделяется цифрам и данным.

Основной подход: «Всё в сообществе можно подсчитать и измерить, а если пока нельзя — нужно создать способ измерения».

Ценности: Точность и относительная предсказуемость.

Характерные признаки:

  • Максимальная оцифровка опыта и процессов внутри сообщества.
  • Принятие решений на основе качественных и количественных данных, где социальные и эмоциональные факторы выступают лишь дополнением.
  • Сильный акцент на аналитическом прогнозировании развития сообщества.
  • Иногда — чрезмерное количество метрик, используемых в работе.

Примеры представителей:

2. Менеджерское направление

Здесь у специалистов в приоритете управление людьми и построение четких процессов.

Основной подход: «Людьми надо правильно управлять — тогда проблемы решатся, а цели будут достигнуты».

Ценности: Процессы и порядок.

Характерные признаки:

  • Большой акцент на управлении человеческими ресурсами: командой, волонтерами, активистами.
  • Внимание к построению и отслеживанию процессов работы с сообществом.
  • Разработка программ для лидеров мнений, амбассадоров, создателей контента и активных участников.

Примеры представителей:

  • Community Roundtable — их кейс-стади подробно описывают менеджерскую работу и управление людьми (да, аналитика тоже присутствует, но менеджмент в приоритете).

3. Социологическое направление

Здесь основной акцент делается на социальных и психологических аспектах.

Основной подход: « Люди — это связи и осознание себя через социальный контекст».

Главная ценность: Связи, общество и социализация.

Характерные признаки:

  • Принятие решений на основе научных теорий и подходов (например, теории Данбара, концепции социального пространства, теория конфликта).
  • Значительное внимание уделяется коммуникациям, посылам и нетворкингу внутри сообщества.
  • Преобладание теоретических знаний над практическим опытом.
  • Внимание нередко уделяется таким представлениям, как пол, возраст, неравенство, инклюзивность, конфликты и т.д.

Примеры представителей:

  • CMX — американское сообщество комьюнити-менеджеров, где фреймворки ориентированы на выстраивание социальных процессов.
  • Немалое количество американских комьюнити-менеджеров можно отнести к этому направлению. Например, Rosie Sharry.

4. Метафизическое направление

Здесь речь идет не столько о рациональных выводах, сколько о субъективном переживании и интуитивном восприятии сообщества.

Основной подход: «Сообщества — это таинственная связь между людьми, которую тяжело познать рассудком, её хочется больше чувствовать и переживать.».

Главная ценность: Идеи, эмоции и ощущение единения.

Характерные признаки:

  • Акцент на субъективном переживании опыта.
  • ·Единение в сообществе объединяется с эмоциональной точки зрения. Например «я вот чувствую, что тут собрались свои люди».

  • Принятие решений с использованием псевдонаучных, мистических или субъективных подходов (например, астросоциология, «дух народа» и подобные концепции).

Примеры представителей:

  • Поздний David Spinks, который ушёл с головой в мистическую психологию сообществ и сомнительную философию.

  • Различные специалисты, которые используют неподтвержденные наукой и объективным практическим опытом средства.

Заключение

Не стоит ограничиваться одним направлением. Многие специалисты, например, Richard Millington, успешно сочетают аналитический и менеджерский подходы.

В реальности каждый комьюнити-менеджер черпает идеи из нескольких направлений. Если вы, например, чрезмерно склонны к аналитике, вам может не хватать эмоционального и вдохновляющего аспекта, который привносит метафизический подход. А хороший менеджер без элементарного социологического понимания нужд сообщества рискует потерять живость контента и взаимосвязь с аудиторией.

Итак, вопрос к вам, уважаемые читатели: к какому направлению вы себя относите?
Лично я идентифицирую себя с социологически-аналитическим подходом — люблю аналитику, но всегда подкрепляю её социальными аспектами.

Начать дискуссию