Товарные знаки, ставшие нарицательными
Используя в обиходе различные названия, многие и не знают, что они когда-то были товарными знаками. Так, на сегодняшний день большое количество товарных знаков перешли в категорию имен нарицательных.
Как указано в ст. 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;…». Именно такое определение трактует законодательство применительно к обозначениям, которые породили ассоциацию с конкретным видом товара.
Довольно редко, но всё же встречается понятие«проприетарный эпоним»- это эпоним, который представляет собой товарные знаки или фирменные наименования, которые из-за своей популярности или значимости стали родовыми терминами или синонимами общего класса продуктов или услуг, обычно против намерения владельца товарного знака.
Зачастую, когда производитель запускает новый уникальный продукт и выводит его на рынок, это приводит к тому, что товарный знак для этого товара закрепляется как имя нарицательное. К наиболее популярным и известным для всех примерам таких товарных знаков можно отнести Ксерокс (копировальный аппарат компании Xerox), Термос (вакуумные контейнеры японской корпорации Тhermos L.L.C.), Вазелин (мазеобразная белая жидкость без запаха и вкуса, состоящая из смеси минерального масла и твёрдых парафинов - Vaseline является товарным знаком косметики фирмы Unilever), Памперс (подгузники компании Procter & Gamble), Унитаз (слово, ставшее нарицательным от названия фирмы Unitas, наладившей выпуск изделий для уборных). Разберем не столь популярные, но в то же время интересные примеры.
- Фломастер
Такой предмет для творчества знаком всем с детства. Его название происходит от наименования товарного знака «Flo-Master», который в 1951 году выпускала компания Cushman & Denison. Маркеры Flo-Master были изготовлены для письма на стекле.
- Чупа-чупс
Продолжая тему предметов из детства, сложно не остановиться на любимом для всех кондитерском изделии - леденце на палочке.
В 1958 году испанец Энрик Бернат основал компанию Chupa Chups. Фирма специализировалась на продаже полосатых леденцов на палочках. Леденцы стали очень хорошо продаваться и вызвали широкую популярность. Интересным фактом в данной истории является то, что логотип был придуман Сальвадором Дали.
Слово чупа-чупс стало использоваться в качестве синонима любого леденца на палочке. В настоящее время товарный знак «Chupa Chups» принадлежит корпорации Perfetti Van Melle (свид. №№ 172567, 175740, 198368, и др.).
- Эскимо
В продолжение темы кондитерских изделий, следует обратить внимание на другое вкусное лакомство – мороженое эскимо (брусок ванильного мороженого, покрытый слоем шоколада, надетый на палочку, в обёртке). Название этого вида мороженого произошло от товарного знака «Eskimo Pie» («эскимосский пирожок»), известного с 1921 года, который в настоящее время принадлежит концерну Nestlé.
Как видно из практики регистрации товарных знаков, словесный элемент «эскимо» используется многими производителями мороженого, в товарных знаках он указан в качестве неохраняемого элемента, например: товарные знаки по свид. №746053, 1007159, 421981, и др.)
- Джакузи
Фирма Jacuzzi была основана в 1915 году и в 1956 году фирма стала выпускать гидромассажные ванны. Фирма постоянно улучшала своё изобретение, получив в общей сложности более 250 патентов на гидромассажные ванны. Название фирмы происходит от фамилии семерых основавших ее братьев, выходцев из Италии. Их продукция задала тон всей отрасли, а само слово стало нарицательным сначала в английском языке, а потом и в остальных. Так, часто можно услышать, как любую гидромассажную ванну называют "джакузи".
- Кеды
Всеми известные кеды берут свое начало с 1916 года, когда на рынок попала необычная обувь из парусины на резиновой подошве под товарным знаком названием «keds» (кеды), которые выпускала компания U. S. Rubber. Лёгкая спортивная обувь, созданная сначала только для занятий спортом, вскоре стала повседневной обувью для многих людей.
- Лейкопластырь
Продукция под товарным знаком «Leukoplast» появилась на торговых прилавках в 1921 году (при этом впервые лейкопластырь был изготовлен в 1901 году). Производился лейкопластырь фирмой Beiersdorf.
В настоящее время слова пластырь, медицинский пластырь и лейкопластырь являются синонимами.
Как видно из практики регистрации товарных знаков, словесный элемент «лейкопластырь» используется многими производителями перевязочных материалов, в товарных знаках он указан в качестве неохраняемого элемента, например: товарные знаки по свид.№ 789535, 203557, 795023, и др.)
- Акваланг
«Aqualung» – это товарный знак для автономного дыхательного аппарата, предназначенного для подводного плавания. Устройство было изобретено в 1943 году французами Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном. Слово «акваланг» достаточно быстро стало общеупотребительным применительно к устройствам для подводного плавания. Сейчас товарный знак принадлежит компании Equitis Gestion, en qualité du fiduciaire de la fiducie Aqualung – Marques (межд.рег. № 893909).
- Фен
Изначально товары для сушки и укладки волос выпускались только фирмой FOEN. Само слово FOEN (фён), означает теплый альпийский ветер. Впервые фены появились Германии в 1900 году. Сейчас слово фен стало нарицательным и используется применительно к устройствам для сушки волос.
- Одеколон
Eau de Cologne — «кёльнская вода», духи, созданные итальянским парфюмером Йоганном Марией Фарина, и ставшие общим обозначением для всех духов с лёгким ароматом.
Как видно из практики регистрации товарных знаков, словесный элемент «одеколон» используется многими производителями парфюмерии, в товарных знаках он указан в качестве неохраняемого элемента, например: товарные знаки по свид. № 251144, 407050, 587335, и др.)
- Жидкие гвозди
«Liquid nails» - высокоадгезивный строительный клей, наносимый на скрепляемые поверхности точечно, как если бы использовались гвозди или шурупы. Название произошло от американского клея LIQUID NAILS (англ. Жидкие гвозди). Товарный знак принадлежит компании ППГ Аркитекчерел Финишиз, Инк. (свид. № 343523, 337203, 212561).
- Спам
Слово «спам» используется в обиходе практически ежедневно – его можно встретить в новостных лентах, разговорной речи. История его происхождения весьма занимательна.
SPAM произошло от английской аббревиатуры SPiced hAM – «пряная ветчина». Это название мясных консервов, производимых американской компанией Hormel Foods с 1937 года. Производитель применял масштабные и агрессивные методы продвижения своего товара, и многие шутили, что от SPAM'а не скрыться и невозможно избавиться. Как видно, слово «спам» настолько прижилось, что теперь используется как определение нежелательной почты, рассылок и т.п.
- Сланцы
В разговорной речи часто можно услышать слово «сланцы» применительно к летней/пляжной обуви. Сейчас сланцы – это разговорное название резиновых шлёпанцев. Известным производителем этой обуви был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. На обуви было «выдавлено» название этого города, и многие потребители полагали, что слово «сланцы» - это название обуви, а не место её производства. В результате слово «сланцы» вошло в активный обиход и превратилось в синоним слова «шлепанцы».
Многообразие товарных знаков, ставших именами нарицательными, демонстрирует, что за счет того, что товары стали настолько популярными, их аналоги теперь называют этими же словами. Несмотря на то, что с момента появления товарных знаков, которые стали нарицательными, прошло довольно много времени, мы продолжаем пользоваться этими словами и на сегодняшний день. С каждым годом список таких обозначений пополняется новыми.