Нишевание: что за зверь и зачем нужен?

Нишевание: что за зверь и зачем нужен?

Нишевание – это выбор узкого направления внутри широкого. Когда ты не просто «психолог», а «специалист по работе с РПП». Не просто «тревел-блогер», а «тревел-блогер по странам Европы».

Именно благодаря нишеванию на рынке появились такие специалисты, как «таргетолог ВК», «подростковый психолог», «специалист по работе с тревожностью». Сразу понятно, с каким запросом к ним можно прийти: удобно, не правда ли?

Иногда может показаться, что чем больше ниш ты запихнешь в одну корзину, тем шире станет пул потенциальных клиентов. Например, довольно часто я встречаю телеграм-каналы, которые позиционируются примерно так:

Лена Петина: психолог, таролог, нутрициолог, коуч по финансам и доула (утрированно)

Это крайне неэффективное и вредное позиционирование, потому что глаза разбегаются, целостный и понятный образ не формируется, а львиная доля клиентов, которые ищут, например, грамотного психолога или коуча, не станут связываться с человеком, который может завернуть их в эзотерику.

Ну и лично мне на ум моментально приходит фраза: «кто везде – тот нигде». Когда человек позиционирует себя как мультитул, закрадываются смутные сомнения по поводу его экспертности во всем этом многообразии.

Но что делать, если действительно трудно определиться, куда тебе: к умным, или к красивым?

Как минимум нужно разделить не родственные и взаимоисключающие ниши. Например, не мешать в единой таре юриспруденцию и бьюти, науку и эзотерику. Поверьте, ничего путного из этого все равно не выйдет.

Близкие ниши можно органично объединить в одном канале, зная меру.

А вот на все остальное – заводим новый канал. При грамотном подходе можно вести 2, а то и 3 нишевых канала, не теряя лица.

Умопомрачительные плюсы нишевания

✔Отстройка от конкурентов и точечное попадание в боли потенциальных клиентов. Психологов может быть тысяча; семейных психологов – пятьсот, конфликтологов – 300, а геронтопсихологов и вовсе пара десятков. Это я для примера. А если проявить креативность, сузить аудиторию или помиксовать компетенции, то может оказаться, что поле вообще пустое и конкурентов у вас пока нет.

✔Заявляя о себе как о узком специалисте, по умолчанию подразумевается то, что на этой теме вы буквально все зубы себе проели: для вас не осталось белых пятен. Это очень располагает и повышает вашу ценность в глазах целевой аудитории.

✔Вам не придется разворачивать клиентов на выход. Если вы прозрачно преподносите свои компетенции, то вероятность того, что к вам придет человек с запросом, в котором вы не разбираетесь, сводится к нулю. А это значит, что вам не придется отказывать и объясняться – что всегда разочарование. А если клиент разочарован, то он и сам не вернется, и другим вас вряд ли посоветует. А особо вредные могут еще и отзыв накатать, что как специалист вы так себе.

Коварные минусы нишевания

❌Если ниша ну очень узкая, можно упереться в потолок продаж. В какой-то момент вы соберете пул клиентов, и ваш доход будет ограничен имеющейся аудиторией. Кстати, для кого-то эта ситуация может оказаться вполне комфортной: не всем нужны миллиарды, поэтому данный минус условный.

❌Ниша может потерять актуальность. Причем иногда это плохо прогнозируемый процесс, на который влияет законодательство, политическая обстановка, развитие ИИ и множество других факторов.

❌Ярлычок с нишей не так просто снять и заменить. Если вы упорно работали на то, чтобы аудитория воспринимала вас как специалиста по недвижимости, а потом решили переобуться в дрессировщика собак, придется потратить массу усилий, чтобы заново убедить аудиторию в своей компетентности. Начинать придется практически с нуля, усердно транслируя новые навыки и реальные результаты. При этом часть аудитории предсказуемо отсеется.

❌Слишком узкая ниша может быстро исчерпать саму себя. Однажды наступит день, когда вы скажете все что хотели, причем в 100 разных вариациях. А что дальше?..

❌Вам может попросту опостылеть заниматься одним и тем же. Для того, чтобы положить на что-то 5, 10, 20 лет – вы должны гореть этим и постоянно учиться новому, чтобы не прозябать на истоптанной целине.
Больше о нюансах развития личного бренда для интернет-экспертов - в моем ТГ-канале, присоединяйтесь:

Воду не лью, на пользу не жадничаю:)

2
2 комментария