Как делают 3D-обзоры товаров или почему 3D сканера и пяти фрилансеров недостаточно

О том, как создают 3D-обзоры и почему этим занимается всего одна компания в мире

Сегодня 3D-обзоры являются наиболее логичным этапом эволюции визуализации в интернет-торговле. Они появились сравнительно давно и представляют собой 3D модель товара, которую пользователь может разглядывать с любой стороны, а также управлять некоторыми функциями, например, раскладывать экран в фотоаппарате или открывать и закрывать ноутбук.

Как делают 3D-обзоры товаров или почему 3D сканера и пяти фрилансеров недостаточно

На заре появления, компаний, которые занимались созданием таких моделей, было несколько, однако на текущий момент в мире существует лишь одна компания, которая предлагает трехмерный контент такого рода - это REVIEW3. Мне не раз доводилось читать мнение о том, что компании удается оставаться на плаву лишь потому, что она использует недорогой труд неквалифицированных фрилансеров и максимально упростила производство моделей. Я догадывался, что это не так. Чтобы понять, что представляет собой цепочка процессов по созданию 3D-обзоров, я решил обратиться напрямую в REVIEW3 с соответствующими вопросами. На основании полученных ответов я написал этот пост.

Из чего состоит 3D-обзоры

С технической точки зрения 3D-обзоры - это модели, созданные в 3d Max, на которые натянуты специально подготовленные текстуры, а также интерактивная платформа, которая позволяет демонстрировать обзор на веб-странице, а также управлять им. Под управлением понимается вращение в любую сторону, использование функциональных возможностей, заложенных в модель, а также демонстрация основных элементов устройства с текстовыми указателями. Вторым неотъемлемым элементом 3D-обзора является веб-платформа, позволяющая демонстрировать обзор на сайте клиента и обеспечивающая интерактивное взаимодействие с ним. Она встраивается в код страницы, к ней привязывается ID товара, таким образом обеспечивается интеграция обзора в среду интернет магазина.

Процесс создания обзоров

3D-моделлеры часть работы делают вручную, а также частично контролируют автоматизированные процессы. Важным моментом является подготовка геометрии, в которой стандартами компании ограничено количество треугольников. Иначе, загрузка 3D-обзора будет занимать крайне продолжительное время. В этой связи 3D сканеры не подходят для такой работы, этот процесс не автоматизирован, им занимаются 3D-моделлеры. Следует отметить, что подобная работа требует опыта и найти фрилансера для её выполнения достаточно тяжело, проще держать человека в штате. Для ускорения загрузки используется хранение bump map вместо normal map, что компания считает свои know how.
Над моделью также работает 3D-художник, который придаёт модели реалистичность. Один из приемов - использование MGEM-шейдера, за счет которого получаются реалистичные блики на глянцевых и гладких поверхностях. Задачей художника в этом случае, для получения бликов различной степени размытости, становится создание полноценной текстуры гладкости, при этом сам эффект бликов проявляется на модели автоматически. В компании гордятся MGEM-шейдером, так как его математическая модель и ПО для подготовки текстур их собственная разработка.
В компании утверждают, что участие человека в создании модели сведено к возможному минимуму - всё, что может быть автоматизировано - автоматизируется. В компании заверяют, что автоматизация стала возможной за счет разработки собственных строгих и простых регламентов и технологических карт, унификации процессов. Т.е., фактически, работает конвейер по созданию обзоров с минимально возможным участием 3D-моделлеров и 3D-художников.

Работа с магазином клиента
После приобретения клиентом обзоров, основная задача внедрить их на страницы его магазина. Этим занимаются вебмастера, которые встраивают демонстрационную платформу на сайт клиента и внедряют обзоры на страницы соответствующих товаров. Для того, чтобы обзоры не замедляли загрузку страниц, применяются технологии Content Delivery Network. Это позволяет значительно снизить время ожидания загрузки файлов.

Как определяются цели производства?

Бизнес модель, по которой работают REVIEW3, предполагает продажу пакета обзоров наиболее востребованных товаров. Специальный отдел определяет очередь производства, используя собственные математические модели, которые на основании множества источников определяют наиболее востребованные цели производства. Часть процесса автоматизирована, часть предполагает анализ подготовленных данных живыми специалистами для постановки точных целей.

Почему никто другой не создает аналогичный продукт?

В первую очередь - это связано с ограниченной потребностью рынка, который “насыщается” за счет одной компании. Также это связано со сложностью формирования технологических цепочек, которые позволяют сделать продукт достаточно дешевым и быстрым в производстве. Так, нужно регулярное обновление ассортимента актуальными обзорами. По этой же причине работу по созданию 3D-моделей нельзя выполнить силами фрилансеров. Первая проблема, которая бы возникла при использовании фрилансерского найма - соблюдение стандартов, которые необходимо изучить перед началом работы, а затем применять.
Как известно, фрилансеры непостоянны и каждый раз учить новых попросту невыгодно. Основатели компании, Михаил и Антон Егоркины являются незаурядными математиками, которые принимали участие в разработке математической составляющей некоторых графических алгоритмов и моделей, упрощающих анализ, востребованности продуктов. Несмотря на отсутствие острой конкуренции, большинство компаний, которые пытались создавать нечто подобное, прекратили своё существование в последние 10 лет.
Многие из них делали дорогие модели продуктов под заказ, что было крайне неэффективной бизнес моделью и не позволяло, за счет большой стоимости, оценить реальные конверсионные преимущества трехмерного контента. Иные были не способны создать контент конкурентного качества, и в связи с этим теряли клиентов. Отчасти, сохранение REVIEW3 уникального бизнеса связано с убежденностью учредителей в будущем такого контента и титаническим упорством при достижении целей.

33
Начать дискуссию