3 способа продвижения пет-проектов (почти) без бюджета на конкретных примерах
За последние 8 лет я запустил больше 5 своих пет-проектов. Для меня не было проблемой разработать что-то, а вот продавать — тяжело. Тем более денег на продвижение всегда было мало или не было совсем.
Я нашёл несколько способов продвижения, которые помогли мне дорастить часть проектов до кое-какой рентабельности. О них я и расскажу в статье. С примерами и картинками, как применять одни и те же способы для разных проектов.
Предположим, вы разработали первую версию вашего IT сервиса. При этом плюс-минус корректно определили свою целевую аудиторию и продукт действительно нужен. Даже есть первые продажи. Итак, как выйти на стабильный прирост аудитории?
Дисклеймеры
- Я говорю только о B2C SaaS веб проектах (в других опыта у меня нет). B2C SaaS — это когда вы продаёте что-то с помесячной оплатой конечному пользователю.
- В статье раскрыт мой опыт, который работал конкретно в моих случаях. Я могу что-то не знать, где-то ошибаться, мои советы не применимы к 100% проектов.
Содержание
- Почему я могу об этом говорить?
- Способ 1: копирайт
- Пример 1: чат для сайта
- Пример 2: конструктор приложений в Telegram
- Пример 3: мониторинг сайтов
- Способ 2: партнёрская программа
- Пример 1: 5-ти уровневая программа с низким чеком (чат для сайта)
- Пример 2: 2-х уровневая программа с высоким чеком (конструктор Telegram приложений)
- Пример 3: партнёрская программа без выплат
- Способ 3: SEO через контекстную и баннерную рекламу (~$100-$200)
- Заключение
Почему я могу об этом говорить?
Как я написал вначале статьи: за последние 8 лет я запустил больше 5 своих пет-проектов, которые пытался монетизировать (и ещё больше без монетизации). Часть из них у меня получилось сделать прибыльной. Два из них даже вышло продать в голодные времена (но не как в американских фильмах за миллионы долларов, к сожалению).
В качестве подтверждения скрин из личного кабинета платёжной системы с выручкой в ~750 000 рубелей (правда из статьи 1.5 летней давности, до продажи этих проектов):
Сейчас цифра примерно х3 от приведенной выше. Пусть это всё равно немного, но дойти до этой цифры именно пет-проектами в одиночку — сложная задача.
За это время я попробовал большое количество способов продвижения: от закупки рекламы в Telegram и контент-маркетинга до переписывания сайта на Svelte под 99%'e SEO в PageSpeed и публикации проектов в каталоге стартапов. По ощущениям, негативного опыта у меня ~80% и это самое ценное, что я получил.
Следовательно, я считаю, что успел что-то понять.
Способ 1: копирайт
Копирайт — это когда что-то сделанное вашим проектом подписывается фразой “сделано в (название проекта)”. Как водяной знак, но для IT продуктов. По моему опыту, это самый рабочий способ бесплатно и быстро продвигать свой проект.
За счёт копирайта мы убиваем сразу нескольких зайцев:
- получаем прямых пользователей (которые узнают про наш продукт);
- монетизируем бесплатных пользователей (платят не деньгами, а сарафанным радио) и нам становится выгодно давать бесплатно пользоваться продуктом;
- растим SEO за счёт трафика, который приходит через копирайт.
Этот способ работает, если ваш проект что-то “производит” или взаимодействует с аудиторией конечного пользователя. Например: сайты, чат-боты, виджеты, сервисы рассылок, генераторы документов и т.д.
Если проект ничего не производит, подумайте над функцией “поделиться” информацией внутри продукта. Например, разрешите пользователям давать публичную ссылку на документы (в стиле Google Docs или ChatGPT) или аналитику (например, топ прослушиваний в Spotify).
Разумеется, у копирайта есть минус: нецелевой трафик. Иногда он может нагружать поддержку проекта (особенно, если поддержка — это вы). Проблема в том, что ваш копирайт путают с сайтами тех, кто пользуется вашим продуктом. Например, когда я делал чат для сайта, мне регулярно писали: "я оплатил, дайте трек номер", "где мой заказ", "ваш мастер плохо работает"...
Однако в любом случае копирайт даёт колоссальную отдачу. Приведу три примера.
Пример 1: Telegram чат для сайта
У меня был проект “Telegram чат для сайта”. Пользователь пишет в чат, сообщение прилетает владельцу в Telegram и там же он отвечает.
Когда посетители сайта открывали чат на сайте моих пользоваелей, в самом диалоге и внизу чата были ссылки на мой проект:
У бесплатного тарифа копирайт был зашит в приветственном сообщении. Это давало полную окупаемость всем бесплатным пользователям. Многие пользователи никогда бы не заплатили, а так помогают распространять продукт.
Для платных тарифов было маленькое примечание слева внизу. Те, кому нужен такой же виджет — всё равно его находили.
В какой-то момент пользователи, пришедшие через копирайт, начали давать >50% всех регистраций. Скриншот из панели аналитики проекта вначале месяца ~год назад:
Итого, конкретно этот проект за счёт копирайта стал рентабельным.
Пример 2: конструктор приложений в Telegram
Второй пример — это конструктор Telegram Mini приложений. Все бесплатные приложения после команды /start отправляют сообщения с копирайтом:
По этому же принципу работаю все конструкторы ботов, все боты для управления каналами и группами. Часто вижу, как свои сообщения подписываю ИИ-боты, боты для генерации картинок и т.д.
Пример 3: мониторинг сайтов
У меня есть пет-проект, который занимается мониторингом сайтов. Я долго не мог придумать, как сделать так, чтобы пользователи рассказывали о проекте. Ведь я не делаю ничего, что можно переслать или показать.
Уточню, что целевая аудитория:
- владельцы сайтов, администраторы и разработчики;
- у которых в среднем 1-3 сайта;
- которым проще заплатить $3, чем поднять своё open source решение или скрипт.
В какой-то момент ко мне пришло озарение: примерно 80% не готовы платить за использование (это нормальная конверсия). Но возможно готовы сделать что-то в обмен на бесплатный тариф!
Так появился "виджет мониторинга": пользователь добавляет в угол экрана виджет, что сайт мониторится, а мониторинг начинает работать бесплатно. Сам виджет добавляетя скриптом. При этом виджет связан с партнёрской программой, чтобы сильнее мотивировать его добавлять.
Пользователь мониторинга узнаёт о виджете или в личном кабинете:
Или через уведомление, когда пробный период заканчивается:
Важно: всегда проставляйте UTM-метку, чтобы понимать % переходов через копирайт. Со временем его нужно дорабатывать и смотреть тенденции, как именно его подавать и что даёт лучшую конверсию.
Способ 2: партнёрская программа
Партнёрская программа — это когда вы даёте % от платежей пользователей или другие бонусы тому, кто их привёл. Пользователей нужно приглашать по UTM-метке (тогда вы сможете понять, кто кого приглашает).
Партнёрская программа может быть двух видов:
- для ваших конечных пользователей, которые приглашают друзей;
- для агенств, маркетологов и арбитражников, которые льют трафик на ваш сайт;
В зависимости от этих категорий меняется тип бонуса:
- арбитражникам, маркетологам или агенствами давайте % от подписок (причем хороший — 30%-50%, чтобы было выгодно работать), желательно в несколько уровней;
- вамим пользователям предлагайте бонусный тариф или плюшки в продукте (обычно чек в ~1к от подписок им неинтересен, а больше вы дать и не сможете);
Важно №1: всегда автоматизируйте партнёрскую программу.
Перед тем, как включиться в работу, "потенциальные партнёры" проверяют вас на корректность подсчёта. Если в личном кабинете не будут меняться цифры после регистрации по UTM-метке — с вами вряд ли будут работать.
Важно №2: не жадничайте.
Всегда есть соблазн "не дать слишком много". Я часто замечал это и за собой, и владельцами других проектов. Поставьте себя на место того, кто ведёт к вам пользователей: стали бы вы работать за 20% или за чек в 200 рублей? Вряд ли. Спокойно давайте 50%, если это укладывается в экономику. Лучше недополучить прибыль, чем не получить её вообще.
Пример 1: 5-ти уровневая программа с низким чеком (чат для сайта)
Вот пример реферальной программы в 5 уровней для Telegram чата для сайта. Здесь выплата идёт с каждой оплаты пользователя:
В силу того, что чек низкий, выплата делалась за несколько уровней рефералов. В этом случае такая схема становится интересна маркетологам и арбитражникам, чтобы они могли (в теории) достаточно зарабатывать вдолгую.
Принцип следующий:
- первый пользователь регистрируется по UTM-метке;
- второй пользователь регистрируется по UTM-метке первого (которая прописана в копирайте);
- ...
- вы поднимаете весь граф регистраций, высчитываете % от каждого пользователя и делаете выплату.
Пример 2: 2-х уровневая программа с высоким чеком (конструктор Telegram приложений)
Следующий пример взят из моего текущего проекта (правда уже не "пет", а полноценного IT продукта с командой). Здесь монетизация идёт по трём статьям:
- прямая первая продажа (50% от в среднем ~$500-$1 500);
- % от оборота клиента (1% от в среднем ~$500-$20 000 \ мес);
- % с чека за поддержку (50% от в среднем ~$50-$200)
В силу того, что проект имеет достаточно высокий чек на каждом из этапов, партнёров привлекать намного легче. Этим занимается отдельный выделенный человек только под партнёров. При этом партнёрам нужно давать sales kit, помогать с определением ЦА, помогать на демо звонках (специфика высокого чека).
Пример 3: партнёрская программа без выплат
Вот пример для SaaS проекта с низким чеком, где не выходит мотивировать деньгами, но выходит мотивировать платным тарифом:
Разумеется, в таком сценарии отдача значительно ниже, чем в варианте с деньгами. Но и в целом доходность проекта ниже и чек не такой интересный для тех, кто может привлекать пользователей. Это не отменяет того, что ваш проект растёт за счёт ваших же пользователей — и это главное.
Способ 3: SEO через контекстную и баннерную рекламу (~$100-$200)
SEO — это, если очень упрощенно, когда мы делаем сайт так, чтобы он был вверху поисковой выдачи в Google и Яндекс под ключевые запросы. Для двух моих самых успешных пет-проектов основной трафик шёл через SEO (как минимум, пока не начинал работать копирайт).
Вначале своей истории поисковики подкидывали вверх выдачи сайты, на которые было больше всего ссылок (примерно до ~2010 года). Затем начали учитывать поведенческие факторы и общий трафик сайта. Сейчас поведенческие факторы в приоритете.
А ещё, как показал слив Яндекса (который заимствовал многие механики у Google), поисковики учитывают рекламу как ранжирующий фактор.
Следовательно, делаем следующие шаги:
- Оптимизируем сайт на хотя бы ~75% по PageSpeed (но обязательно в зелёную зону для фактических посетителей).
- Проходим стандартный чек-лист SEO оптимизации.
- Вкладываем $25-$50 в неделю в рекламу по ключевым фразам.
К нам пойдут переходы. Появится трафик и поведенческие факторы. Если рекламу поддерживать, нас будут постепенно подкидывать в выдаче. Если денег вкинуть много, попасть в ЦА и сайт хорошой — можно занять первые места. Но не забываем считать рентабельность и помним, что реклама умеет отлично сжигать любой бюджет.
Важно:
- рекламу лучше лить постоянно и по чуть-чуть, чем один раз и много;
- не пытайтесь оценивать стоимость каждого лида, наша задача просто получать трафик.
В контекстной рекламе я разбираюсь достаточно слабо и для проекта ниже откручиваю ~$100 в месяц. Вот скриншот моих кампаний в личном кабинете Яндекс Директа для проекта по мониторингу сайтов:
В идеале, конечно, углубиться в тонкости настройки рекламы. Там очень много нюансов по подбору фраз, очистки спамных площадок, обучения нейронки поисковиков. Однако начните хоть с чего-то и постепенно улучшайте.
Заключение
Продвижение для меня было всегда самой сложной и нелюбимой часть при развитии пет-проектом. При этом эта часть — самая важная. Хороший проект сам себя не рекламирует, к сожалению. Да и никто не сказал, что все мы дружно делаем хорошие проекты.
Существует очень большое количество способов, которые можно использвать для продвижения. Причём многие из них не работают до тех пор, пока сильно не углубишься. Например, полноценное SEO (не через контекст) требует долгих усилий от полугода сразу по многим направлениям. Оптимизация рекламных кампаний тоже требует бюджеты и долгие корректировки.
Я постарался собрать те способы, которые оказались самыми эффективными для меня по соотношению цена-качество, и которые можно применить для большинства SaaS проектов. Даже если вы разрабатываете их в одиночку. Это был мой опыт, полученный за несколько лет попыток в маркетинги и спустя далеко не одну тысячу слитых инвестированных долларов.
На написание статьи ушло много времени. Поэтому, если она вам понравилась или оказалась полезной, поставьте, пожалуйста, лайк 💙. Это мотивирует писать объемные статьи и рассказывать конкретику из своего опыта.
Ну и, как полагается, у меня есть Telegram-канал, в котором я рассказываю про разработку (я, все-таки, в первую очередь разработчик), развитие SaaS-сервисов и управление IT проектами. Там же я выкладываю ссылки на новые статьи.