Как сделать медицинский сайт, от которого не веет настроением ворчливого сотрудника в регистратуре
Сайт клиники 2025: структура, маркетинг и требования законов
А вы замечали: если погуглить симптомы и перейти на блог клиники, окажется, что у вас рак всего? Это атавизм из маркетинга нулевых, который уже не работает: клиенты привыкают к более этичному и честному общению. Но многие клиники продолжают использовать старые приемы.
Привет! Я — Антон Тарасенко, сооснователь студии разработки DNA Team.
Мы много лет работаем с медицинским бизнесом — стоматологией, косметологией, многопрофильными клиниками: создаем для них сайты и мобильные приложения. Видим, как ниша развивается: уходит от SEO ради SEO, учится мэтчить маркетинговые задачи и требования законов.
Но многие медицинские сайты пока не учитывают эти изменения. Поэтому я решил рассказать, что такое классный медицинский сайт в 2025 году: такой, который угодит и клиентам, и законодателям, и поисковикам, и бюджету самого бизнеса.
В статье буду приводить примеры сайтов, которые мне понравились, и использовать свежий кейс DNA Team — сайт для филиала косметологической клиники Seline в ОАЭ.
Итак, вот что важно учитывать, создавая сайт.
Забота о пользователях
С каждым годом гигиенический минимум для сайта растет. Клиенты становятся требовательнее, набираются впечатлений при использовании других сервисов: никто ведь не захочет звонить в такси, зная, что можно заказать машину в пару кликов.
Потому и тяжелые сайты клиник с прайсом на несколько страниц без фильтров и поиска — раздражают. Мы же знаем, что клиника могла позаботиться о клиентах и сделать удобнее. Поэтому испытываем недовольство и уходим к конкуренту.
Удобство — это прежде всего логичная структура сайта. Пользователь должен найти то, что ему нужно, не больше, чем за 3 клика. Часто посетитель сайта клиники — горячий клиент, которому услуга нужна в короткий срок. Если он не найдет нужную информацию быстро, то уйдет к конкуренту.
Базово в структуру входят разделы «Услуги», «Стоимость», «Специалисты», «О нас» и «Контакты». Полезно включать раздел «Блог» — он важен для SEO-оптимизации, о которой скажу дальше.
Продумывать структуру сайта стоит, учитывая требования Приказа Минздрава РФ №956н: в нем перечислено, что по закону потребитель должен знать об организации. Многие клиники забывают, что на сайте должна быть еще и информация о вакансиях и о льготных программах.
Многопрофильные клиники предлагают множество услуг, различающихся не только по направлению (от аллергологии до эндокринологии), но и по целевой аудитории (мужчины, женщины, родители). Для удобной навигации уместно использовать отдельные страницы под каждое направление, например, как здесь:
Большое значение для структуры имеет продуктовая линейка, продуманная маркетологом.
Ну и упомянутый уже раздел «Стоимость». Оцените сами, где вы быстрее найдете цену нужной услуги: на странице, где есть строка быстрого поиска и сортировка по направлениям, или в таблице без них?
Скорость решает. Сайт должен быстро загружаться, иначе он теряет в конверсии. Сколько именно — зависит от множества факторов, например, Google считает, что если сайт загружается дольше трех секунд, 53% пользователей уйдут.
Удобная мобильная версия — мастхэв. В 2024 году во всем мире пользователи чаще выходили в интернет со смартфонов — 69% трафика. По наблюдениям нескольких моих знакомых маркетологов в большинстве ниш эта цифра может достигать 80-90%. Поэтому, если сайт не адаптирован для просмотра на смартфоне, клиника рискует потерять в конверсии.
Сравните впечатления от внешнего вида двух экранов:
SEO без манипуляций и навязчивости
Задача SEO — привести пользователей на сайт и «прогреть» их до готовности совершить покупку. Сегодня один из лучших инструментов — блог клиники с полезными и релевантными статьями, оптимизированными под поисковые запросы. Он может существенно повысить видимость сайта.
Но важно не переспамить с ключевыми словами и не закладывать в статьи манипулятивные посылы: современные пользователи защищают свои границы и не терпят запугивания и обвинений.
Вот антипример: клиника утверждает, что процедура омоложения женских половых органов рекомендована абсолютно всем женщинам после 45 лет. При этом на сайте нет ссылок на исследования, которые выявили такое показание.
В блоге здорового человека несколько разделов, включая статьи и новости. Чтобы сайт хорошо ранжировался, темы выбирают из популярных запросов в поисковике. Можно пользоваться статистикой запросов Яндекс Вордстат Важно учитывать не только популярность запросов, но и ограничения в рекламных стратегиях, например, пациентам нельзя обещать стопроцентный результат.
Еще на ранжирование влияет блок с часто задаваемыми вопросами — его тоже стоит добавить.
Еще одно требование SEO: на сайте не должно быть пустых страниц: они плохо сказываются на поисковой оптимизации, а еще дезориентируют пользователя.
Посмотрите на скрин ниже: наводит на мысль о том, что компания что-то скрывает или забивает на клиентоориентированность.
Стоит позаботиться и о том, чтобы посетитель не натыкался на предупреждения о системных ошибках. Халатность в дизайне и разработке создает впечатление халатности в работе организации.
Консистентность
Принцип консистентности — соответствие сайта стилю работы и ценностям клиники. Если ее tone of voice мягкий и заботливый, сайт должен отражать это, например, через пастельные цвета и скругленные формы. Ведь задача веб-дизайна — через сайт сформировать лояльность к бизнесу, передать атмосферу клиники еще до ее посещения.
Разрабатывая сайт для косметологической клиники Seline, мы взяли за основу тренд на минимализм: с его помощью удалось передать утонченность и эстетику — основу философии клиники и стиля «тихая роскошь».
Сайт нужен для диверсификации, но важно учитывать законы
Конечно же, сайт не является источником клиентов сам по себе, но даже если вы не даете рекламу – люди приходят на сайт из поисковиков, справочников, отзовиков, рейтинговых сайтов и соцсетей. Это постоянный и условно бесплатный источник клиентом.
Если какой-то канал отвалится, останется сайт. Именно так и произошло с Инстаграмом* и Фейсбуком*: таргетированная реклама стала там недоступной, когда их владельца, компанию Meta*, запретили в России.
Были опасения, что с 2024 года инфлюенс-маркетинг сократится из-за обязанности крупных блогеров с аудиторией от 10 000 подписчиков регистрироваться в реестре Роскомнадзора.
В целом, медицинский маркетинг регулируется статьей 24 закона № 38-ФЗ «О рекламе». Размещая на сайте информацию об акциях и вообще разрабатывая стратегию продвижения, надо оглядываться на ее положения. Например, нельзя обращаться к несовершеннолетним или убеждать потребителя, что услуга клиники не имеет побочек и противопоказаний.
В разных странах медицинская реклама регулируется по-своему. Например, в России запрещено использовать изображения до/после, в ОАЭ нельзя показывать хирургические операции, а в Германии — привлекать в медицинскую рекламу лидеров мнения: звезд и ученых.Поэтому, создавая медицинский бизнес за границей и заказывая для него сайт, ориентируйтесь на местные законы.
Что в итоге
Итак, я рассказал вам о гигиеническом минимуме — факторах, которые точно не стоит игнорировать в 2025 году. Зная о них, бизнес выпустит хороший удобный сайт с полезным блогом и этичным тон оф войсом и повысит шансы привлечь платежеспособных клиентов.
Сейчас готовлю следующую статью — о трендах в медицинском веб-дизайне. Тренды — это выше базы, то, что поможет с одной стороны, отстроиться от конкурентов, а с другой — выглядеть актуально, не старомодно.
Если вам нужен сайт, запишитесь на консультацию в тг:
А что вас раздражает в сайтах медклиник?
* Соцсеть принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ»