От учителя английского языка до второй женщины-миллиардера в России: история основательницы WildBerries
Кто такая Татьяна Бакальчук и как она создала самый популярный маркетплейс России?
Сегодня WildBerries не нуждается в представлении - это крупнейший маркетплейс в России, который смог с лёгкостью обойти Ozon, Яндекс.маркет и СберМегаМаркет.
Однако WB привлекает внимание не только своим ярко-кислотным дизайном и огромными финансовыми показателями. Не менее интересна история основательницы "Диких Ягод" - Татьяны Бакальчук.
Оглавление:
- История Татьяны Бакальчук
- Начало предпринимательской деятельности
- Развитие маркетплейса
- Отличие WildBerries от конкурентов
- Секреты успеха миллиардерши
Меня зовут Александр и я помогаю развивать бизнес с помощью телеграм. Также в канале "Танцующий закупщик" я разбираю ошибки и стратегии успеха разных личностей и их компаний.
Для написания статьи было изучено множество интервью, статей и статистических данных о маркетплейсе WildBerries и его основательнице.
История Татьяны Бакальчук
Владелец крупнейшего Российского маркетплейса родилась 16 октября 1975 года в подмосковном поселке Газопровод (сейчас это район Коммунарка Новой Москвы). Отец был инженеров, а мать - цительницей. В 1997 году Татьяна окончила Педагогический институт в подмосковной Коломне. Получив диплом преподавателя английского и немецкого, она устроилась в школу, а в свободное время подрабатывала репетитором.
Начало предпринимательской деятельности
В начале 2000-х годов Татьяна познакомилась с Владиславом Бакальчуком. Через полтора месяца после знакомства Владислав стал ее мужем, а позже — партнером по бизнесу.
Вскоре у пары родилась первая дочь. С маленьким ребенком на руках Татьяна не могла, как прежде, подрабатывать репетитором. Осознавая трудности совмещения работы и ухода за дочерью, молодая мама искала возможности для заработка, которые позволили бы ей работать из дома. Она решила заняться торговлей через интернет.
- Женщина стала продавать одежду из каталогов немецких магазинов Otto и Quelle. Для этого и былразработан сайт Wildberries.ru, основано ООО «Вайлдберриз» с уставным капиталом 10 млн рублей.
Почему такое название? Достаточно вспомнить, что Татьяна Бакальчук — учитель английского. Ей не составило труда придумать сочный и необычный нейм Wildberries — «Дикие Ягоды». Интерфейс и название интернет-магазина преследовали общую цель — помочь покупательницам составить яркий образ.
Поначалу Татьяна занималась всем сама: заказывала и забирала посылки, превратила квартиру в настоящий склад. Лишь спустя год предпринимательница арендовала офис и делегировала задачи операторам, программистам и курьерам. В 2006 проект расширился от продажи одежды из каталогов до сотрудничества с небольшими европейскими производителями.
- Замечу, что в начале разработки "Диких Ягод", муж Татьяны уже был успешным бизнесменом. Он начинал с продаж компьютеров в 1990 и в 2002 году он основал совместно со своим знакомым Алексеем Фадеевым интернет-провайдер UTech, который обслуживал несколько районов Москвы.
Развитие марктеплейса
Важным шагом в развитии Wildberries стало сотрудничество с зарубежными поставщиками. Начиная с 2006 года компания начала активно заключать прямые контракты с брендами. Появились такие партнеры, как Adidas, Tom Farr, s’Oliver, Tom Tailor. Это позволило значительно расширить ассортимент и повысить качество предлагаемых товаров.
Однако прорывным моментом стало знакомство Бакальчуков с Сергеем Ануфриевым.
Помимо перепродажи немецкой одежды, Бакальчики также занимались секондхендом в московском ТЦ "Динамит" в начале 2000. Именно в этом ТЦ Владислав познакомился с Сергеем Ануфриевым, который на тот момент работал в местном спортивном клубе.
Именно он предложил Бакальчукам закупить крупную партию Adidas, после чего компания стала первым крупным поставщиком для "Вайлдберриз". Неизвестно, вкладывался ли Сергей в этот бизнем, но уже через несколько лет Российские СМИ представляли его как совладельца WB.
Паритетно владеет компанией с супругами Бакальчук
Ануфриев принимал участие в развитии службы доставки и логистического отдела, координировал работу отдела безопасности и участвовал в решении сложных вопросов с партнерами.
Что отличает WB от конкурентов?
Маркетплейс был создан "женщиной Изначально для женщин":
- Бесплатная примерка в пункте выдачи и возврат без каких-либо трудностей, если модель не подошла. До Татьяны Бакальчук этот момент не был продуман никем. Это помогло быстро составить клиентскую базу, которая доверяла маркетплейсу.
- Бесплатная доставка при любой сумме заказа и влюбую точку страны. Решениеказалось убыточным, но именно оно позволило обогнать Ozon.
- Первый маркетплейс в рунете, который начал продавать через интернет не только одежду, но и обувь, что стало удилвением для всех.
- Широкий ассортимент, позволивший увеличить трафик.
- Собственная команда, в которой работают "Лучшие из лучших".
Основательница маркетплейса не один раз полагалась на свою интуицию и смотрела на работу площадки со стороны покупателя. Она часто внедряла то, что ей нравилось и это стало выигрышным ходом.
Секрет успеха Татьяны Бакальчук
Многие часто пытаются найти подвох в истории миллиардерши, ведь многим не понятно как простая учительница достигла такого успеха. Но при подробном рассмотрении её биографии можно увидеть большое количество предпосылок к большому успеху:
- Не получала экономического образования и пришла к успеху методом проб, ошибок и экспериментов.
- Вовремя заняла пустующую нишу в Рунете - продажу одежды, когда остальные онлайн-магазины интересовались электроникой, книгами и товарами для дома.
- Умеет "чувствовать" своих клиентов и сотрудников. Это позволяет ей принимать такие решения, которые будут полезны всем.
- Не пользуется скандалами, чтобы пропиарить свой бренд и своё имя, как это делают многие другие известные личности.
- Трудилась наравне, а иногда даже больше мужчин. Не обращала внимание на гендер.
- Вовремя начала делегировать задачи и не замыкала бизнес только на себе, что позволило не превратить компанию в хаос.
- Не делает только то, что рентабельно. Например: бесплатная примерка невыгодна компании, но это привлекает всё больше клиентов.
- Не ориентируется на других и следует своему пути.
- Считает, что бизнес должен быть гибким и уметь быстро меняться.
Все вышеперечисленные "секреты" применимы к любому бизнесу: как к офлайн, так и онлайн. Главное найти свою золотую середину и научиться использовать их во благо.
Статья написана владельцем канала "Танцующий закупщик" на основе изучения множества данных и интервью о Татьяне Бакальчук и её компании Wildberries.
"Танцующий закупщик" - канал для владельцев бизнесов и предпринимателей.
Сам я занимаюсь работой с телеграм каналами и их продвижением. Если вам интересна сфера телеграм - пишите мне в личные сообщения.