Что ждет систему образования в ближайшие годы
Ключевые тренды в образовании — 2025
Сегодня происходят невероятные по масштабу и скорости изменения в различных сферах жизни. Чтобы понять, как трансформируется будущее современного образования, СберМаркетинг провел кабинетное исследование и проанализировал вторичные источники данных — выводами делится Марина Синило, руководитель направления развития аналитики СберМаркетинга. Что ждет систему образования в ближайшие годы?
Образовательные программы станут более короткими и прикладными
Образовательные программы быстро становятся неактуальными, особенно в сфере ИТ. Во многих вузах они требуют серьезного обновления, так как уже не соответствуют запросам рынка. Постоянная потребность в рабочих ресурсах ведет к необходимости как можно раньше вовлекать молодых специалистов (спустя минимальное время после окончания школы).
Кроме того, развитие технологий способствует росту популярности дополнительного обучения среди взрослых, уже завершивших основное образование. Для специалистов, которые совмещают работу, учебу и семью, приоритетом становится короткое и максимально прикладное обучение.
Модель образования будущего будет строиться на гибкости и персонализации учебных программ, позволяя учащимся быстрее осваивать востребованные навыки.
Востребованность рабочих специальностей будет расти
Развитие промышленности — потребность страны и один из приоритетов государственной политики. Престиж рабочих профессий в последние годы растет, и для этого есть несколько причин:
- От современных синих воротничков требуются более продвинутые компетенции, чем раньше (например, умение написать программный код для управления станком).
- Меняется тональность при обсуждении выбора рабочих профессий в СМИ — о них все чаще говорят как о достойном выборе, пропадает пренебрежительное отношение в обществе.
- Учащимся школ позиционируют поступление в колледжи как возможность быстрее освоить специальность, получить финансовую независимость и самостоятельность.
Будущее образования в России также ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий, особенно в технических и инженерных сферах.
Технические дисциплины останутся в приоритете
Поскольку требуется развивать промышленность, автоматизировать производства и работу организаций, в том числе складов и магазинов, то технические направления в образовании будут активно развиваться: ИТ, инженерные специальности, робототехника. Будут востребованы инженеры, обслуживающие роботов, станки.
Количество бюджетных мест на технические специальности во многих вузах намного больше, чем для других направлений, — это отражает потребности страны. С 2019 по 2024 год число школьников, выбравших ЕГЭ по физике, сократилось на 41% — они выбирали вместо нее информатику. Сейчас физику собираются приоритезировать — с 2026 года вступительные экзамены по ней станут обязательными для инженерных специальностей. Школьное образование будущего будет готовить учеников к современным требованиям рынка, усиливая подготовку по техническим дисциплинам.
Гуманитарные дисциплины станут предметом роскоши для людей 40+
Социальные науки сейчас менее востребованы, чем технические, — они не помогают напрямую производить товары, здания, продукты питания. Но это не значит, что гуманитарные дисциплины не нужны — они помогают создавать смыслы, важные для общества. Интерес к ним возрастает у людей после 40 лет. Гуманитарные дисциплины можно сравнить с предметами роскоши, спрос на которые растет с возрастом, когда человек уже чего-то добился в жизни.
Профессиональная учеба продолжается всю жизнь
Это новая норма — многие современные люди сменят за жизнь несколько профессий. Поскольку люди будут доучиваться и переучиваться в зрелом возрасте, фраза «Я слишком стар для учебы» отменяется. Учиться никогда не поздно, но при обучении старшей возрастной аудитории придется учитывать ее особенности. В ближайшее время нас ждет существенное продвижение в изучении подходов к обучению разных возрастных групп. Цель будущего образования — создать системы, которые позволят людям учиться в течение всей жизни, быстро осваивая новые профессии и компетенции.
Обучение станет гибридным и персонализированным
Давно стало нормой сочетать очное и онлайн-обучение, школу или вуз и дополнительные курсы, индивидуальные занятия. В интернете огромное количество информации, знаний, платных и бесплатных курсов. Каждый обучающийся человек, каждая семья формирует свой набор источников информации под свои потребности и возможности.
Роль преподавателя также изменилась: он больше не единственный источник знаний, и он не только их источник, но и проводник в мире переизбытка информации, помогающий найти нужные данные. Возможностей обучения сейчас так много, что появилась новая специальность — консультант по выбору учебной траектории/образовательный коуч. Пока таких специалистов немного, но спрос на персонализированные учебные маршруты растет, а значит, рынок будет активно развиваться.
ИИ пока не заменит преподавателей
ИИ проникает во все сферы — и в преподавание тоже. Заменит ли со временем ИИ учителей? Судя по всему, нет: человеку нужен другой человек. При обучении у преподавателя учащийся может получить живой ответ на свой вопрос, конструктивную критику. Также учитель может быть ролевой моделью для своих учеников, когда преподает и продвигает науку. Эффективному обучению способствуют личностные качества педагога — это особенно важно для детей.
Скорее всего, ИИ не заменит преподавателя, а станет его помощником (copilot). Уже есть кейсы от ведущих российских университетов по использованию ИИ в разработке обучающих курсов для студентов (например, курс по машинному обучению от ИТМО). ИИ помогает создавать новые варианты задач на базе банка старых. С помощью ИИ оцифровывают видеолекции, создают конспекты занятий. Преподаватели используют чат-боты в качестве своих ассистентов для приема заданий. Однако они при этом вычитывают и редактируют материалы, подготовленные ИИ: контроль и экспертная оценка все еще остаются за человеком.