История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны

#лонгрид ~2 минуты

Скорее всего, вы уже слышали про этот кейс с кыргызскими узорами. Если нет — оставлю сюжет в конце статьи А пока давайте разберёмся, как можно было обойти острые углы и что пошло не так.

❎Присвоение вместо вдохновения

Использовать элементы чужой культуры — не преступление. Но есть нюанс:

Орнаменты — не логотип.

Их нельзя монополизировать, а попытка юридически закрепить за собой культурные узоры выглядела как рейдерский захват национального наследия.

❎Сотрудничество с мастерами, но какое?

Да, бренд упоминал работу с ремесленниками

из Кыргызстана. Но выглядело это скорее как "мы даём вам работу, а вы нам — красивую историю".

На мой взгляд, не хватило прозрачности:

— Какие конкретно мастера вовлечены? Их истории?

— Какой % прибыли они получают?

И т.д.

Когда речь идёт о "поддержании/возрождении культуры", диалог должен строиться на фактах.

❎Три недели на изучение традиций?

Анна призналась, что впервые побывала в Кыргызстане всего год назад и провела там три недели.

Достаточно, чтобы вдохновиться? Да.

Достаточно, чтобы понять сакральный смысл орнаментов? Нет.

Для кыргызской аудитории это выглядело как "мы приехали, насмотрелись красоты, сделали бизнес". Отсюда закономерный вопрос: "Почему наша культура становится трендом в руках тех, кто не знает её глубины?"

Гораздо лучше выглядела бы другая стратегия:

"Я изучаю культуру и внедряю её элементы с уважением, поддерживая ремесленников

и давая им платформу."

❎Эмоциональное сторис, использование триггеров

Последним ударом по репутации стала сторис Анны, где она назвала кыргызский язык "позаимствованным у русских".

В постсоветских странах тема языка крайне чувствительна. На фоне борьбы за культурную идентичность такой комментарий стал худшим из возможных.

Что можно было сделать иначе?

✅ Делиться бенефитами.

Если бренд зарабатывает на традиционных узорах, логично направлять часть прибыли на поддержку ремесленников или культурных проектов в Кыргызстане.

✅Объяснять.

Когда началась критика, можно было сразу раскрыть детали:

— Кто конкретно из мастеров вовлечён? Их фото, истории, отзывы, благодарности Анне

за возможность выражать себя через бренд.

— Как отбирались узоры?

— Какие истории за ними стоят?

Доказать, что это не просто маркетинговый ход, а реальная поддержка традиционного искусства.

✅Не смешивать личное

и бизнес.

Эмоциональные сторис и оскорбления в ответ на критику не спасают репутацию, а только усугубляют кризис.

Юридически YAKA права. Этнические орнаменты в СНГ не защищены, их может использовать кто угодно.

Но в мире, где культурное наследие становится валютой мягкой силы, а соцсети дают голос каждому, этика начинает перевешивать закон.

Какие у вас эмоции насчет этой истории?

История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны
История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны
История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны
История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны
История с YAKA — драма с элементами трагикомедии или как избежать хейт целой страны
Начать дискуссию