Ozon: История и секреты успеха
Когда курьерская доставка продуктов и оплата заказов онлайн были сюжетами для фантастического фильма, российские студенты Александр Егоров и Дмитрий Рудаков заявили: «А чем мы хуже Джеффа Безоса?»
Главное:
- Начало истории Озон
Забыл представиться, меня зовут Александр и я занимаюсь развитием проектов разного уровня с помощью телеграм. Также я являюсь владельцем канала "Танцующий закупщик", в котором транслирую ошибки компаний и полезные советы.
При написании статья я изучил множество исследований и статей о компании Ozon и её основателях.
Истоки
"Озон" начал свою историю в 1998 году. Тогда трое студентов-друзей Дмитрий Рудаков, Виктор Козлов и Александр Егоров запустили аналог американского Amazon. Они убрали из названия 2 буквы и создали Azon. Формировался проект на свободные средства студентов при поддержке издательства Terra Fantastica и РЕКСофт — предприятия, где разрабатывали программное обеспечение.
Изначально мнения создателей расходились — продавать автомобильные запчасти или книги. Но денег хватило только на книги. А учитывая, что Дмитрий Рудаков в те годы увлекался жанром фэнтези, он разработал библиографическую базу данных с различными книгами. Это и стало началом известного маркетплейса.
Виктор Козлов, Дмитрий Рудаков и Александр Егоров — студенты ГУАП (Ленинградского института авиационного приборостроения). В 1991 году они основали предприятие РЕКСофт, в котором создавали ПО для иностранных клиентов. На момент, когда студенты подходили к идее создания Озон, в их портфолио присутствовали проекты по документообороту и управлению магазином, поэтому фундамент для интернет-магазина был.
Уже 9 апреля 1998 пробная версия онлайн-маркета была запущена, а ночью следующего дня на «Озон» пришел первый покупатель. Книжный Интернет-магазин оказался очень даже рабочей схемой, особенно, когда ассортимент расширили музыкальными дисками и видеокассетами. Так, к 2000 удалось выйти на оборот в 1,3 млн долларов и создать клиентскую базу на более чем 10 тыс. человек.
Важные переломные года Ozon
До 2011 года компания стремительно развивалась и увеличивала список городов, в которых действовала служба доставки, а в 2005 открыла свой первый распределительный центр в Твери.
- В 2011 Озон привлекает более 100 млн. долларов инвестиций. Это финансовое вливание по сей день считается, как один из наиболее крупных частных вкладов в онлайн-коммерцию РФ.
В 2018 году Озон получает 92 млн. долларов вливаний от Baring Vostok и МТС. Руководители бизнеса решают перейти на новую схему работы — полноценный «маркетплейс», который на конце 2018 года получает более 1,5 тысячи частных продавцов.
А в 2019 компанию ожидали очень важные события:
- Озон запускает первую в РФ бесконтактную систему получения заказов в 40 городах страны.
- Выпускают Ozon.Card, которая сегодня пользуется большим спросом.
- Fulfillmentи инфраструктура компании удваивается — в Подмосковье запускается хаб на 100 тыс. м. кв.
- Почта России интегрируется с цифровой системой Ozon, что позволяет в 2 раза ускорить доставку для 85 городов страны.
И это только часть.
2022 год
Озон запускает Ком Банк. Гендиректором компании становится Сергей Паньков. Но он занимает пост меньше месяца, и после него гендиректором компании назначают Сергея Белякова.
Из-за санкций многие европейские компании перестают сотрудничать с маркетплейса. Поэтому руководители бизнеса решают открыть представительство Озон в китайском городе Шэньчжэнь, чтобы привлечь к бизнесу производителе товаров из Китая. В результате на конец года наблюдается резкий рост продаж одежды (на 40% взрослой и 80% детской), а также электроники (на 200%).
Целая экосистема. Как Ozon продвигается сегодня
Всего у компании выделяют три стратегии развития:
- Совершенствование логистики. Руководители маркетплейса вкладывают большие деньги в строительство и аренду новых складов и логистических центров. Цель - покрыть всю Россию и обеспечить быструю доставку в любой регион.
- Использование всех технологий. Компании принадлежит более 3500 проектов в сфере ИТ и каждый из них постоянно развивается и их число только растёт.
- Расширение ассортимента и активное сотрудничество с производителями и поставщиками разных сфер. Компания старается предлогать осболютно разные товары.
Ozon - это целая экосистема, которая предлагает продавцам полный набор инструментов - от цифровой упаковки товара и логистики до продвижения и поддержки. Также озон предоставляет множество дополнительных сервисов в виде страхования, благотворительности, аренды складов и т.п.
Вывод
Именно за счёт ориентированности на развитие сервиса и облегчения сотрудничества с клиентами и селлерами, Ozon сегодня - один из лучших маркетплейсов в России и мире.
Статья написана владельцем канала "Танцующий закупщик" на основе изучения множества данных и интервью об основателях Ozon и о самой компании.
"Танцующий закупщик" - канал для владельцев бизнесов и предпринимателей.
Сам я занимаюсь работой с телеграм каналами и их продвижением. Если вам интересна сфера телеграм - пишите мне в личные сообщения.