Китайская маркетинговая стратегия, совершенно другой подход
Китайские, корейские и другие азиатские компании демонстрируют приверженность к одному из видов маркетинговой стратегии. На это стоит обратить внимание так как в ближайшие годы мы будем иметь дело именно с ними, как в качестве партнеров, так и в качестве конкурентов, а также есть российские предприниматели кто наоборот сам продает в Китае.
Последние 30 лет у нас в основном все работали по главной западной модели маркетинга. Которая заключается в наиболее частом повторении рекламы пока человек не станет воспринимать бренд как хорошо знакомый и покупка не станет естественной. Это эффективно, но дорого. А при столкновении на одном рынке с азиатской маркетинговой стратегией может оказаться в проигрыше.
Как работает азиатская маркетинговая стратегия. Выпуская продукт на рынок вместе с рекламной компанией развивается фанатское сообщество и идет работа над репутацией компании. К примеру, развивается клиентский форум, где люди заходят и у них появляется круг общения. Приглашаются звезды не только для съемок в рекламе, но и для мероприятий с клиентами компании.
Получается следующая маркетинговая связка: продукт + общение + развлечение. В итоге клиент покупает не продукт, а то, что избавляет его от одиночества. Да он видит другие бренды, но подсознательно он понимает, что, купив другой бренд он выпадет из сообщества и включается чувство одиночества. И так что нужно: брендовый продукт, сообщество, где можно общаться, программа лояльности, подарки, развлечения. Вы можете сказать – так у нас все это есть! Есть, но мало, жидковатый суп получается.
В чем проблемы
1. Недостаточная брендирование продукта. К примеру, самые известные американские джинсы имеют кучу атрибутов, таких как фирменные заклепки, пуговицы, красный ярлычок, все это делает их узнаваемыми. Китайские бренды ведут себя также. У большинства наших марок одежды этого нет. Нужно больше атрибутов бренда, в каждой нише свое. Кому-то красивая баночка, кому-то бейсболка в подарок, кому-то приложение, буклет как пользоваться продуктом. В общем всего да побольше! Конечно, это вопрос денег, продукт будет дороже! Однако, к примеру одна наша сеть дешевых товаров брендировала не товары, а саму сеть. И пошли блоги – что я сегодня купила в «сеть». Тем же успехом можно брендировать группу в ВК. У них сеть, у вас пока группа ВК и магазин на маркетплейсе или там же в группе.
2. Нет форума. Обычно форумы для общения делают на сайте. Часто они в первую очередь для поддержки при пользовании продуктом. Или это прямо отдельный фанатский форум. Так или иначе он сам не созреет. Им нужно заниматься.
3. Нет поддержки активности, конкурсов и т.д. Сами видите, как здесь реагируют на кейсы, самые читаемые материалы. Человек купил, он должен зайти в группу, на форум и рассказать, оставить отзыв. Только вот зачем ему это? На это должен ответить сам бренд.
4. Программа лояльности. В большинстве случаев кешбэк мизерный и то начисляют, то нет, то можно потратить, то нельзя. Нужно быть постоянным в своих действиях. Кому нужны отношения с человеком который сейчас любит, а завтра ненавидит. Так же и с брендом.
5. Развлечения. Не обязательно это приглашение звезд. Недавно попался интересный кейс студии вокала. Они периодически проводят что-то типа вечеринок, где можно посидеть, найти новых друзей, пообщаться. Это типично для такого бизнеса, людям не настолько интересны курсы, насколько интересно общение, которое предоставляет центр.
Вернемся к главному.
Для применения этой стратегии необходимо отслеживать три показателя
1) Брендирование продукта + подарки.
2) Общение (дают ли люди обратную связь или не дают, общаются люди на вашей площадке или не общаются).
3) Развлечения. Сюда относятся как различные акции, сбор коллекций в некоторых случаях, так и различные онлайн или оффлайн мероприятия.