Нужны ли HR-пабликам чат-боты? Разбираемся в тонком вопросе
Сложно предугадать, как человек воспримет ответ от робота на свое сообщение. Как отмазку в духе «ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь на линии», как экономию на живых админах или как готовность компании идти на диалог? Постараюсь ответить на эти вопросы в коротком посте.
Меня зовут Алена Бирюкова. Я руководитель направления «Прогрев» в агентстве Completo. Преподаватель РАНХиГС и спикер Контур. Школы, эксперт в автоматизации маркетинга. Знаю, как сотрудничать с малым, средним и крупным бизнесом: занималась разработкой и внедрением комплексных маркетинговых решений. А еще автор полезных статей и кейсов.
Сразу оговорюсь: я не HR, я специалист по маркетингу вообще и SMM-стратегиям в частности, пишу этот пост со своей колокольни — как чат-бот поможет (или, вдруг, помешает) пиару бренда работодателя.
Для чего чат-бот SMM-щику в HR
Начнем издалека. Для чего вообще чат-боты? Ответ очевиден: для общения с человеком без участия второго человека.
Какова цель этого общения? Вот ключевой вопрос, который определяет применимость чат-бота и сценарии его использования.
Мне видится следующие три направления, в которых чат-бот может быть полезен эйчару:
- информирование — сотрудников или подписчиков — о новостях;
- диалог с соискателями на вакансии;
- адаптация новичков.
Первое направление — это SMM в чистом виде. Как это может работать? Человек начинает диалог с чат-ботом, который спрашивает разрешение на информирование. Дело сделано — заинтересованный потенциальный сотрудник не просто видит в ленте в ВК посты сообщества, на которое он подписан. Он получает в личку ссылки на новые посты с краткими анонсами, что, несомненно, более эффективно привлекает его внимание к важным для компании событиям: выставкам, дням открытых дверей, репортажам с рабочих мест и всему тому контенту, о котором я писала в прошлых постах. Даже просмотр анонсов уже формирует образ работодателя. А задача специалиста по SMM сделать этот образ настолько привлекательным, чтобы подписчик задумался о том, чтобы стать сотрудником.
Второе направление — чисто HR-ская работа, которая не видна подписчикам сообщества. Хотя, почему не видна? Если соблюсти должную анонимность или получить согласие сотрудника на публикацию, то кейсы найма живых людей чат-ботами можно использовать как инфоповод для постов. Особенно, если чат-бот обладает искусственным интеллектом, а не работает по единственному сценарию.
Пусть будущий сотрудник задает чат-боту неудобные вопросы, а чат-бот отвечает на них, попадая в тон общения — это прекрасный повод показать открытость компании, подсветить конкурентные преимущества работодателя.
Третье направление — благодатный источник материала для кейсов развития сотрудника в компании. Здесь я вижу два основных инфоповода:
- история успеха новичка;
- история успеха чат-бота, то есть технологичность самой компании.
Пример чат-бота в HR-сообществе
Несмотря на то, что тема модная, продвинутые паблики не спешат обзаводиться ботами, предпочитая человеческое общение. Но есть и другие примеры.
Классический сценарий, который мы только что рассмотрели — информирование подписчиков о новых постах. Но только этим чат-бот не ограничивается.
Во-первых, в нем есть неплохой сервис для ищущих работу (Вакансии) и действующих работников (Справки, вопросы зарплаты).
Во-вторых, что более важно для HR-сообществ, бот предлагает стать героем рубрики НашиЛюди.
В-третьих, чат-бот предлагает Сотрудничество, что будет интересно администраторам групп поиска работы, вакансий.
На самом деле, если уж человек подписался на чат-бота, грех ограничиваться одной только трансляцией новостей из паблика. В дополнение к представленному, в мессенджере ВКонтакте вполне можно организовать полноценный прогрев, как мы это делаем с помощью email-маркетинга — да, технических возможностей чуть поменьше, чем в рассылках по почте, но это вполне рабочая история. Кстати, в цепочках сообщений легко можно использовать посты, опубликованные в сообществе ранее.
Разумеется, должен быть диалог. Если человек не ищет работу, то не нужно слать ему вдохновляющие видео о том, как классно и здорово работать в компании. Может быть, абонента стоит ласково передать в продуктовое сообщество, где он что-то купит. Вот три кита, на которых стоит email-маркетинг:
- персонализация;
- автоматизация;
- аналитика.
Они же отлично работают и для чат-ботов.
Любые маркетинговые гипотезы нуждаются в тестировании. Прежде чем тратить «сто тысяч миллионов» на чат-бота, можно опросить фокус-группу или вообще всё сообщество. Можно сделать предварительную подписку, превратив это в очередной инфоповод: «Если наберем под этим постом 500 лайков, то заведем чат-бота». Это и будет ответом на поставленные в самом начале статьи вопросы:
- стоит ли заводить чат-бота;
- не воспримут ли подписчики такую форму коммуникации как попытку сэкономить;
- или примут бота как родного.
Важно, что любой инструмент маркетинга в целом и SMM для HR в частности должен накрывать какой-то сегмент целевой аудитории, отзываться людям, которые составляют эту самую «ЦА».
Напоминаю про 👉 мой гайд по лучшим HR-сообществам Рунета. А тех, кому интересна тема SMM-продвижения HR-бренда, приглашаю на консультацию. Заполняйте форму, и я с вами свяжусь.
В следующем посте я напишу, что поменяла бы в SMM-стратегиях ведущих HR-сообществ. Подписывайтесь на мой аккаунт, чтобы не пропустить новые публикации.