Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

Но как крупнейший производитель еды может ассоциироваться со злом? Кого поглотила компания и как она достигла успеха и пришла к прибыли в миллиарды долларов?

Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

Nestle - крупнейший монополист, владеющий более чем 2000 брендов в 188 странах мира и вовлекающий в производство миллионы людей по всему миру.

Добрый день! Меня зовут Александр, я занимаюсь придвижением проектов разного уровня с помощью Telegram.

Статья написана владельцем канала "Танцующий закупщик" для владельцев бизнеса и для тех, кто только хочет начать.

Оглавление:

  • Зарождение компании
  • Новая эра
  • Заработок на войне
  • Деньги на странах 3 мира
  • Разоблачение Nestle
  • Вода - это товар, имеющий стоимость
  • Вывод

200 лет назад, в 1800 году каждый пятый ребёнок в странах европы не доживал и до 1 года. Сегодня же такого нет даже в самых бедных странах мира. Но в чём причина? Всё дело в Промышленной Революции.

Люди массово покидали свои старые жилища и переезжали в города. Жили в трущобах без чистой воды и адекватной канализации в условиях полной антисанитарии, шли работать на заводы в независимости от пола.

И при таком положении младенцы не получали достаточного количества грудного молока.

Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

Но в Швейцарском городе Веве, фармацевт Анри Нестле создаёт решение этой проблемы - микс из коровьего молока, пшеничной муки и сахара, в который достаточно налить воды и из него получится заменитель грудного молока.

  • За первый год было произведено почти 9 тыс. банок смеси, а 6 лет спустя число перевалило за 600 тыс.

Но Анри продал права на компанию за миллион швейцарских франков и ушел на пенсию.

Новая эра Nestle

В 1905 году Швейцарское правительство решило объеденить Nestle и их главного конкурента «Англо-швейцарскую компанию по производству сгущённого молока».

В 1911 году было открыто крупнейшее производство сгущёного молока в Австралии, что в последующем сыграло на руку компании во время Первой Мировой войны.

  • Сгущёное молоко стало отличным армейским продуктом за счёт высокой каллорийности и поставлялось во многие страны запада. И к 1918 компания имела 40 фабрик по всему миру.
Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

Но Nestle требовалось расширять ассортимент, чтобы укрепить положение. И как раз, снова в городке Веве, местный кондитер изобретает молочный шоколад.

И в 1929 году, когда появляется крупнейший производитель шоколада "Peter-Cailler", Nestle успешно его поглощает. И ещё через несколько лет компания придумает растворимый кофе Nescafe.

Настоящая еда для сражений

Во время Второй Мировой войны компания поставляла на фронт не только сгущёнку, но и шоколад и растворимый кофе.

Американский плакат ВОВ
Американский плакат ВОВ

"Просто бизнес" - такого придерживалась Nestle и поставляла продукцию даже гитлеровской Германии, ведь базировалась компания в нейтральной Швейцарии.

И в итоге за время войны компания достигла таких результатов:

  • В 1938 году оборот компании составлял 100$ млн., а к концу ВОВ эта цифра составляла уже 225$ млн.
  • Сформировался массовый слой потребителей, ведь солдаты на фронте привыкли к кофе и шоколаду и продолжили их покупать после войны.
  • Трудоустроили женщин и создали новый тренд: в 1950-е годы женщины начали чаще идти работать и отходить от роли домохозяйки.

Продать всем и каждому

При окончании ВОВ Nestle начала крупную рекламную кампанию своих детских смесей, приравнивая свой продукт к грудному молоку, чтобы женщинам было проще прокормить своих детей.

<b>Источник: Infant feeding in the 20th century: formula and beikost</b>
Источник: Infant feeding in the 20th century: formula and beikost

И такой маркетинг дал свои плоды: число младенцев, которых кормили готовой смесью, росло с каждым годом. И после захвата европейского рынка, Nestle стала искать новые рынки в Африке, Азии и Латинской Америке, ведь именно там самая высокая рождаемость.

Компания запустила новую релкаму, в которой говорилось, что кормить грудью - удел бедных и это прошлый век.

Ребёнок скоро умрёт, потому что у матери отнялась грудь. Мама, мама, ребенок плачет. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок поправился - дай ему молока КЛИМ.

Агрессивная реклама по радио Конго в 1950-е

К счастью для Nestle, жители Африки были очень слабо образованы и ринулись скупать продукт.

Также компания стала нанимать медсестёр, чтобы те пробирались в родильные дома и узнавали адреса пациенток и вдальнейшем рекомендовали пробники детских смесей. И таким жестоким образом Nestle создала потребность в их продукте там, где его её не было.

Разоблачение

В середине 1970-х была опубликована обличительная статья от Благотворительной Британской Организации, в которой подробно описывался жестокий маркетинг Nestle.

Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

А в 2018 году учёные из Кембриджа посчитали, что в результате продаж смеси Nestle за 55 лет погибло около 11 млн детей.

Хоть в 1981 году был принят Международный Кодекс, который запрещал говорить о преимуществах смеси и раздавать её пробники, компания не перестала заниматься продвижением своего продукта и занимается этим даже и по сей день.

Вода должна иметь стоимость

Вода - это такой же товар, как и любой другой продукт питания и он должен иметь рыночную цену

Питер Брабек, бывший директор Nestle

Хоть через несколько лет и было выпущено оправдание этим словам, Nestle всё также остаётся лидером по производству бутилированной воды в мире. И уже в 2005 году компания откроет свой первый завод по производству воды в Пакистане.

Nestle: жестокий бизнес, о котором вы не знали

Почему Пакистан? Дело в большом населении, дешёвом труде и большой потребности в питьевой воде.

Компания снова начала "грязный" маркетинг, в котором рассказывала о важности чистой воды и в конце рекламировала свою воду "Pure life". И за первые пол года компания захватила большую часть рынка в Пакистане.

В 2003 году Nestle открыла ещё один завод из-за войны в соседнем Афганистане. Но к тому моменту, в 2002 году стоимость 1.5 л воды стоило как ужин на четверых и, конечно же, среднее население Пакистана не могло позволить себе такую "роскошь".

Хоть ЮНЕСКО и забило тревогу из-за быстро истощающихся запасов воды Пакистана, Nestle заявили:

Тот факт, что не все могут позволить себе "чистую жизнь" прискорбен, но значит ли это, что мы вообще не должны продавать её?

И сегодня компания продолжает продавать воду в Пакистане из-за давно заключенных договоров.

Это не все грехи компании и о ней можно написать ещё больше материала, но так или иначе - это бизнес. И любая крупная компания хранит секреты.

На примере Nestle отлично можно отследить как бизнес способен видоизменяться под влиянием общества: несколько десятков лет назад компания продвигала смеси вместо грудного молока, а сегодня она рассказывать о полезностях грудного вскармливания.

Компания создала множество товаров, облегчающих нашу жизнь и дала миллионы рабочих мест в разных странах. Её бюджет можно потратить на благо всего общества, но готово ли это самое общество к такому и нужно ли ему это?

Статья создана на основе видеороликов, статей и исследованиях о деятельности и истории огромной компании Nestle. Автор не преследует цели оправдать или осудить деятельность компании Nestle.

Статья написана владельцем канала "Танцующий закупщик", в котором публикуются интересные факты и инсайты о мировых компаниях, разбираются истории успеха.
Если у вас есть вопросы - вы можете написать мне в личные сообщения.

Начать дискуссию