Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Как понять, что агентство занимается не SEO, а выкачиванием денег?

Про то, кому, когда и зачем нужно SEO, подробно рассказали в нашей статье.

А теперь переходим к сути, выделим 6 самых жёстких red flag’ов, по которым почти гарантированно можно выявить недобросовестного исполнителя:

  • предложения по накрутке поведенческого фактора;
  • отсутствие детальной стратегии;
  • абстрактный и невнятный план работ;
  • обратная связь только в день отчёта — перед тем, как попросить денег за следующий месяц;
  • непрозрачное формирование цен;
  • акцент только на позициях.

Да, это далеко не исчерпывающий список, но в нём собраны наиболее популярные сигналы, по которым можно предварительно оценить качество SEO. И да, разумеется, не будем упоминать случаи, когда подрядчик уходит в игнор, постоянно срывает сроки и прочее.

Накрутка ПФ

Здесь не будем браться за оценку практики в целом. Обозначим лишь то, что это крайне рискованные методы, которые могут привести к наложению ограничений и блокировке сайта поисковыми системами. Кстати, ничего общего с оптимизацией сайта эта практика не имеет.

Итак, если ваш подрядчик с ходу предлагает заняться накруткой ПФ, скорее всего, он не умеет ничего другого. Почему? Потому что это радикальная мера, которой можно найти альтернативы.

Бывают кейсы, когда от клиента скрывают накрутку, поэтому всегда старайтесь узнавать, планирует ли подрядчик крутить ПФ, а также заранее сообщайте свою позицию касательно этой методики.

Отметим, что есть исключения, например, вы пришли к специалисту с большим SEO-бэкграундом, то есть с вашим сайтом сделано уже практически всё возможное. Ваш новый подрядчик не может придумать ничего нового, при этом не хочет навязывать вам повторное и бессмысленное выполнение уже сделанных задач. Тогда да, такие радикальные меры на старте работ с подрядчиком могут иметь место. Но заметьте, на старте работ с подрядчиком, а не SEO-продвижения в целом.

Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный
Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Отсутствие KPI

В SEO могут и должны быть чёткие KPI, если вам говорят обратное — бегите. Продвижение в поиске — не про удачу и случайность. Это конкретный инструмент достижения конкретных целей.

В оптимизации есть много факторов, не зависящих от специалиста. Даже в идеальных условиях, с идеальной SEO-командой эти KPI могут быть не достигнуты. Но! Работы всё равно должны быть на что-то направлены. У них должна быть цель. Если KPI нет, то чего пытается добиться ваш подрядчик? Успешного успеха?

Отсутствие внятной стратегии

Нет стратегии — нет победы. Хороший специалист выстраивает стратегию под каждый проект. Стратегия определяет вектор развития и сопутствующий набор действий, за счёт которых специалист планирует вывести ваш проект в топ.

Отсюда получаем следующее: если плана действий нет, то специалист не знает, что делать с вашим сайтом. Вполне возможно, что подрядчик понятия не имеет, как продвигать сайты, а надеется, что позиции вырастут сами по себе. Но такое бывает крайне редко, обычно стратегия всё-таки есть, хоть и крайне стандартная.

Кстати, шаблонная стратегия — тоже не есть хорошо. Хорошее SEO подразумевает качественную и глубокую работу с сайтом, такая работа просто не может строиться по какой-то стандартной модели. Если подходить к оптимизации шаблонно, то сайт будет там же, где и сотни других площадок, использующих эту самую «стандартную» стратегию продвижения. А вам нужен топ, верно? Значит, важно быть лучше остальных.

Вывод прост: если вам кажется, что подрядчик при продвижении не учитывает проблемы конкретно вашего сайта, а его стратегия и план работ не отражают того, с чем вы пришли к нему, о чём рассказывали, то, скорее всего, результат работ вас не удовлетворит.

Попробуйте запросить аргументацию предложенной стратегии, уточните, почему именно так выстроен процесс. Если ответ вам не понравится либо вы услышите что-то вроде: «Это база, так делают все», бегите от такого подрядчика.

Идеально, если вам расскажут о необходимости и приоритетности той или иной работы для вашего сайта, а не будут ссылаться на общие практики.

Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Абстрактный и невнятный план работ

Обращайте внимание, как подрядчик формирует план работ. В нормальном SEO план работ понятен, содержит чёткие и конкретные работы. Ниже пример плохого плана работ.

План работ по продвижению сайта абв.рф на месяц:

  • Оптимизация страниц.
  • Ссылочное продвижение.
  • Анализ конкурентов.

Такой план больше похож на отписку. Ведь даже специалист не сможет сказать, что именно необходимо делать по этому плану. Оптимизировать страницы? Какие? Каким образом? В каком количестве? Подобные вопросы применимы к каждому пункту.

Хороший план работ может быть длинным, коротким, с пояснениями или без них, с подпунктами или без подпунктов, но главное: у вас, как у клиента, должно быть полное понимание того, что именно и в каком объёме будет делать SEO-специалист.

Если план работ непонятный, то вы не сможете контролировать процесс, а подрядчик легко сможет прятать за размытыми формулировками малоэффективные действия.

Отсутствие регулярных отчётов и обратной связи

Очередной red flag, когда подрядчик связывается с вами раз в месяц, чтобы отправить отчёт. Конечно, если вы сами настояли на таком формате и принимаете все последствия такой редкой коммуникации — окей. Когда это инициатива SEO-специалиста или агентства, то, вероятно, вас ставят на конвейер, а положительный результат вы получите, если повезёт. Почему так?

Опустим тот момент, что хороший подрядчик будет возвращаться к вам еженедельно с мини-отчётом. Это скорее показатель лояльности к клиенту, чем действительно определитель качества. А вот то, что у SEO-специалиста не появляется вопросов в процессе работы с сайтом — это звоночек.

В основном задачи специалиста сводятся к выдаче рекомендаций. Например, специалист проанализировал текущую ситуацию, изучил конкурентов, построил гипотезы. На основе этих данных он формирует рекомендации в виде подробной инструкции. Как думаете, к кому должна попадать эта инструкция? К клиенту на утверждение и согласование!

А теперь думаем, если подрядчик объявляется только раз в месяц с отчётом, то чем он вообще занимается? Даже если в отчётный день он предоставит рекомендации, то почему не раньше? Существовали ли эти рекомендации до этого или были сделаны на коленке за пару часов до сдачи отчёта?

Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Непрозрачное формирование цены

Запомните, вы не должны платить просто за продвижение сайта. Это слишком абстрактно и в целом непонятно что значит. Вы должны платить за конкретные задачи и часы, потраченные на их выполнение. Да, оплата может быть фиксированной, а услуга называться «комплексным продвижением», но в любом случае вы должно чётко и однозначно понимать, за какие работы и в каком объёме вы платите каждый месяц.

Например, продвижение сайта стоит 100 000 рублей в месяц. Что включено в эту сумму? Никому не понятно. Даже если у вас есть план работ с конкретным списком задач, но без указания времени, выделенного на решение каждой из них. Несложно накидать обширный с виду план работ, который на самом деле будет занимать не более 10–15 часов специалиста. А это, на минуточку, 40 000–60 000 рублей, да и то, по достаточно дорогим тарифам.

Да, отсутствие распределения времени в плане и оплата за «продвижение», а не фактические действия и часы — не равно некачественным работам и/или плохому результату. Но мы ведь говорим о добросовестном подходе к продвижению, ведь так?

Как выбрать SEO-подрядчика: хороший, плохой, бесполезный

Акцент на позициях

Достижение топовых позиций в поиске, это то, к чему стремится SEO-специалист при работе с сайтом. Именно на это направлен весь его фокус. Но! Вам, как клиенту, нужны позиции или трафик и много-много горячих клиентов? А это, на минуточку, не одно и то же. Отнюдь!

У вас в ядре может быть 500 запросов. По каждому запросу сайт выходит в топ-3. Вроде красиво, только вот у запросов нет реальной частоты или она очень мала. По итогу на сайт приходят 20–30 человек в месяц, что даёт вам в лучшем случае 2–3 конверсии. Всё ещё нравится?

А если такая картина. В ядре 500 запросов. В топ-3 сайт всего по 100 (20%), а в топ-10 по 300 запросам (60%). Не так красиво, правда? Только вот частота у них нормальная и суммарно на сайт они приводят 20 000 посетителей в месяц.

Первый пример — это далеко не утрированная иллюстрация, а достаточно частая ситуация в SEO. Чтобы не стать участником подобной трагикомедии, всегда используйте в качестве KPI только визиты на сайт. Да, позиции важны, но вам не всегда может быть ясно, хорошее ядро собрал сеошник или плохое. Да вы и не должны в этом разбираться. А вот понять, нравится ли вам количество и качество трафика на сайте вы вполне можете.

Ещё немного red flag’s:

  • Скрытые платежи. Например, вам не сказали, что SEO будет работать только при условии копирайтинга, а теперь просят за него + n тысяч рублей сверху.
  • Непрозрачный отчёт. Вы не знаете, сколько и где подрядчики купили ссылок, сколько написали и/или разместили текстов.
  • Отсутствие комплексной работы. Например, ваш подрядчик рекомендует делать упор только на ссылки.
  • Отказ от проведения аналитики конкурентов. SEO — это про борьбу за поисковую выдачу, поэтому здесь просто необходимо следить за конкурентами.
  • Неосведомлённость специалиста. Если новости из мира поисковой оптимизации вы узнаете первыми, то это повод задуматься.
  • Неправильные приоритеты. Специалист убеждает вас в критичности явно малозначительной ошибки (без аргументов, подтверждающих её значимость) или же не оценивает степень критичности ошибок на сайте вовсе.
  • Противоречия в ТЗ и документах. Сначала сеошник предлагает что-то убрать, а через пару месяцев добавить обратно. Такой подход не очень похож на следование чётко выверенной стратегии. Исключение, когда действия производятся в рамках спланированного эксперимента.

Если вы не видите изменений на сайте через 3–4 месяца работы (не результата, а именно изменений на сайте) — у вас плохое SEO. Если вы не видите работ, направленных на улучшение сайта в плане или стратегии, значит, у вас плохое SEO. Если у вас растут позиции, но не растёт трафик — у вас плохое SEO. Если от подрядчика вы получаете только отчёт раз в месяц и чек на оплату, то у вас определённо плохое SEO.

В остальных случаях, скорее всего, ваш подрядчик действительно старается, а результат может быть плохим и при просто божественной работе SEO-специалистов.

27
4
1
8 комментариев