Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

С каждым годом спрос на товары для домашних животных в России увеличивается. Такой интерес связан сразу с несколькими факторами: питомцы все чаще воспринимаются как члены семьи, которым хочется давать все самое лучшее, а производители стали учитывать потребности кошек и собак, предлагая полезные товары.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

Исполнительный директор компании «Полезные биотехнологии» Евгений Луговой выделил основные тренды в индустрии кормов, которые актуальны в 2025 году.

Евгений Луговой

Культура кормления домашних питомцев: когда это стало важным

Люди существуют бок о бок с животными много тысячелетий. До XIX века кошки и собаки воспринимались по большей части как помощники, которые оберегали дом от незваных гостей, помогали в охоте и выпасе скота. Тогда хозяева спокойно кормили животных остатками со стола, не задумываясь о пользе такого рациона.

К концу XIX века промышленная революция в западных странах способствовала увеличению благосостояния населения и формированию многочисленного среднего класса. В этот период многие семьи начали заводить собак и кошек в качестве домашних любимцев, а не только служебных животных.

Эволюция кормов для животных — от печенья до современных рецептур

Примерно в тот же период возникла идея создания отдельного корма для животных. В 1860 году Джеймс Спратт запатентовал печенье для собак, сделанное из пшеничной муки с добавлением мяса, свеклы, овощей и бычьей крови.

Первый сбалансированный корм, обогащенный витаминами и минералами и содержащий большое количество белка, появился спустя почти 100 лет, когда компания Purina разработала метод экструзии для кормов. Это метод массового производства продуктов с длительным сроком годности, который включает в себя смешивание влажных и сухих ингредиентов, а затем их обработку под высоким нагревом и давлением. Так появился корм в виде гранул, которые сейчас продается в любом зоомаркете. На российский рынок готовые корма для домашних любимцев пришли только в 1991 году.

Эволюция во взаимоотношениях человека и его питомца привела к тому, что сегодня владельцы стали более требовательными к качеству и составу кормов. С 2000-х годов производители начали создавать питание, которое действительно отвечает потребностям животных. Они инвестируют значительные средства в разработку новых рецептур и поиск лучших ингредиентов. Все эти изменения привели к появлению ряда трендов в индустрии кормов, которые четко прослеживаются в 2025 году и основаны на том, что люди стали учитывать природные особенности животных.

Тренд №1. Human grade — что человеку, то и питомцу

Корма класса human grade представляют собой элитную линейку, качество которой соответствует стандартам продуктов, предназначенных для человеческого потребления.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

В США и Азии, где к кормам с маркировкой human grade предъявляются высокие требования, этот тренд стал особенно популярным. Глобальный рынок human grade рынок оценивается в 2,4 миллиарда долларов со среднегодовым темпом роста в 6,6%.

Стандарты качества корма для животных

При производстве кормов класса human grade используются строгие гигиенические нормы и технологии, аналогичные тем, что применяются в изготовлении еды для людей. Это означает, что только те корма, которые были произведены на том же заводе, где изготавливаются продукты для человека, могут соответствовать этому стандарту.

В России на данный момент нет законодательных требований, относящихся к human grade, поэтому зачастую метка обозначает, что продукт (корм или лакомство) был произведен из тех же продуктов, что подходят для человека.

Изначально данный тип корма был разработан для питомцев с чувствительным желудком, поскольку обычные корма могут содержать ингредиенты, которые способны негативно сказаться на здоровье таких кошек или собак.

Корма с маркировкой human grade не включают в себя:

  • отходы производства;
  • мясо сомнительного происхождения (от больных или погибших животных);
  • недорогие источники белка, такие как мясокостная мука или мука из внутренностей;
  • синтетические добавки;
  • зерновые наполнители;
  • генетически модифицированные организмы и антибиотики.

Тренд №2. Freeze-dried food — сохраняет пользу ингредиентов

Технология freeze dried (сушка морозом или сублимационная сушка) уже давно используется в пищевой промышленности при изготовлении еды для туристов, военных и космонавтов. Эта методика позволяет сохранить высокую питательную ценность и длительный срок хранения без потери качества.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

В производстве кормов для домашних животных также используется метод сублимированной сушки. Свежее мясо или субпродукты помещают в специальную камеру, где они быстро охлаждаются до экстремально низких температур. После этого при повышенном давлении вода, замерзшая в продуктах, превращается в пар, минуя стадию таяния. В результате получается сухой продукт, который сохраняет первозданную текстуру и аромат, а также обладает длительным сроком хранения благодаря низкому уровню влажности, что исключает риск порчи.

Преимущества технологии freeze-drying

Технология freeze-drying отличается от классической дегидратации тем, что продукт не подвергается воздействию высоких температур, которые могут разрушить полезные вещества. Freeze-dried мясо — это следующий этап в производстве кормов и лакомств, который позволяет сохранить их свежесть и питательную ценность.

Модные тенденции в лакомствах для животных

Некоторые производители используют в своих товарах сразу несколько модных тенденций. С помощью freeze dried они создают лакомства для собак в виде привычных для человека продуктов — например, леденцов на палочке, кебаба, суши и других блюд, подчеркивая тесную связь человека и домашнего питомца.

По прогнозам, в течение следующих десяти лет доля рынка сублимированных кормов для домашних животных будет неуклонно расти со среднегодовым темпом 5%. К 2034 году стоимость этого рынка достигнет 10,1 миллиарда долларов США.

Тренд №3. Осознанный подход к покупке корма

Еще несколько лет назад владельцы собак не особо задумывались о составе кормов и лакомств, поскольку основной движущей силой был маркетинг. Те бренды, которые чаще всего мелькали в рекламе, пользовались популярностью.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

Однако не всегда это корма самого лучшего качества. В действительности такой корм может насытить животное, но из-за несбалансированного состава часто приводит к избыточному весу собак и кошек. В результате питомцы становятся менее активными, часто болеют и меньше живут.

Сегодня хозяева питомцев осознанно подходят к выбору корма, изучая состав и выбирая тот бренд и вид корма, который отвечает всем требованиям. Нередко владельцы собак и кошек, прежде чем выбрать рацион питомцу, советуются с ветеринарами.

Отечественные производители учитывают эту тенденцию и предлагают не только традиционные корма, но и гипоаллергенные, а также диетические, предназначенные для животных с нарушениями пищеварения.

Тренд №4. Разнообразие рациона для питомцев

В зооиндустрии наблюдается тенденция к тому, что все больше людей стремятся обеспечить своих домашних животных разнообразным питанием. Распространению этого тренда, с одной стороны, способствует появление свежих и натуральных рационов, которые можно заказать через интернет-платформы с доставкой на дом, а с другой — широкий ассортимент гранулированных кормов с разными вкусами, формами и структурами.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

Подобрать питание можно как с традиционными составами (говядина, курица, индейка), так и с довольно экзотичным, но не уступающим по питательности и вкусовым ощущениям белком насекомых — личинки мухи черная львинка (BSF). Такой белок (энтопротеин) легко усваивается питомцами, практически не вызывает пищевых расстройств и аллергических реакций.

Однако владельцы предпочитают не только кормить питомцев вкусным и сбалансированным питанием, но и радовать угощениями. В прошлом году, согласно данным NielsenIQ, в России наблюдался рост спроса на лакомства для животных на 26,9%. Несмотря на то, что этот продукт не предназначен для полноценного питания и, как правило, подходит для поощрения или проявления заботы о своих питомцах, спрос на эту категорию товаров растет ежегодно. Вкусные и полезные лакомства на основе E-protein предлагает, например, бренд Cosmopet.

Тренд №5. Reborn your wilderness — возвращаемся к истокам

В мировой зооиндустрии наметилась тенденция на возвращение культуры питания собак к их «корням». Эволюционно сложилось так, что собакидолжны добывать еду, используя при этом обоняние. Однако сегодня домашние питомцы не прикладывают никаких усилий для того, чтобы получить еду — корм в миске появляется по часам.

Тренды в зооиндустрии: 5 основных направлений в производстве кормов и товаров для животных

На мировом рынке становятся популярны аксессуары, которые помогают кошкам и собакам почувствовать себя частью дикой природы и реализовать те инстинкты, которые были в них заложены. Это имеет огромное значение для их здоровья, как физического, так и психического.

Все чаще владельцы кошек покупают в дом когтеточки, что не всегда связано с желанием спасти мебель. Эти предметы помогают питомцам стачивать когти так, как это было бы в дикой природе, например, об дерево. А для собак стали актуальны нюхательные коврики, в которых спрятаны кусочки лакомств или гранулы корма. Такой аксессуар помогает собакам правильно питаться. Медленное поедание корма не только благотворно сказывается на пищеварении, но и позволяет животным тренировать обоняние и умственные способности.

✔ Познакомиться с продукцией для кошек и собак от компании Cosmopet.

✔ Узнать больше о правильном питании и уходе за домашними питомцами.

5
1
1
1
1
1
1
1
6 комментариев