Маркетинг для стартапа, что понадобится
Маркетинг для стартапа нужно разрабатывать зачастую гораздо раньше, чем сам продукт. Обычно все происходит наоборот, есть идея, человек делает продукт и идет на рынок. Затем он думает, что вся проблема в том, что он не умеет продавать. Однако все немного иначе. Рассмотрим, что же нужно сделать.
1. Анализ рынка, хотя бы непрофессиональный, а больше на прощупывание идеи. Посмотреть пользуются ли подобные продукты спросом, и если да, то как люди покупают продукт. К примеру, люди создали сервис и решили продавать его по подписке. Но у нас людям в принципе не очень нравится подписка, они изменили на пакетное предложение, дело пошло.
2. Концепция бренда. Концепция бренда позволяет определить какие сильные стороны вы будете использовать в дальнейшем. Определит развитие вашего УТП, дизайна и продвижения. К примеру, компания решила выпускать корма для домашних питомцев. В концепции решили, что это будут профессиональные корма. Соответственно УТП говорит о профессиональном подходе, дизайн подчеркивает это, а продвижение и продажи происходят через специализированные магазины.
3. История бренда. Людям нужна история, которая расскажет почему вы особенные, расскажет вашу идею. Когда люди знакомятся, они рассказывают что-то о себе. Когда люди знакомятся с брендом происходит тоже самое.
4. Маркетинговая стратегия. Маркетинговая стратегия описывает то, как вы будете продвигать и продавать продукт. Включает в себя воронку продаж, программу лояльности, то есть все то, что вы в дальнейшем будете использовать. Таким образом можно прикинуть расходы и маржинальность бизнеса, к этому мы еще вернемся.
5. Бренд бук. Вот только на этом этапе стоит обращаться к дизайнерам и делать брендбук который опирается на концепцию бренда и маркетинговую стратегию. Часто бывает наоборот. Сделали бренд бук, дизайнер выбрал зеленый цвет – красиво! А затем маркетолог должен придумать почему зеленый цвет, о чем он говорит и т.д. То есть занимается не продажей, а старается хотя бы привести это к понятной для потребителя концепции.
6. Маркетинг план. Маркетинг план описывает действия, которые будут совершаться, к примеру в ближайший год для реализации маркетинговой стратегии. Скажем заведем аккаунты в 3 социальных сетях и будем их продвигать, а внутри них будем рассказывать о продукте и устраивать различные маркетинговые акции согласно маркетинговой стратегии.
Теперь немного о деньгах
Главная боль стартапов это нехватка денег. Когда есть концепция бренда, история, стратегия и бренд бук, вам уже легче искать инвесторов, так как идея обретает более привлекательную форму.
И главный момент — это расходы на маркетинг которые вы должны учесть. Не стоит их путать с рекламными расходами. Маркетинговые расходы: упаковка, оформление сайта, магазина, скидки которые вы будете давать, программа лояльности. Рекламные расходы — это именно рекламные материалы к каким-то акциям и оплата продвижения сайта, группы.